А в книге Второзаконие Моисей повествует об этом так: "И отправились мы от Хорива, и шли по всей этой великой и страшной пустыне, которую вы видели, по пути к горе Аморрейской, как повелел Господь, Бог наш, и пришли в Кадес-Варни. И сказал я вам: вы пришли к горе Аморрейской, которую Господь, Бог наш, дает нам. Вот, Господь, Бог твой, отдает тебе землю сию, иди, возьми ее во владение, как говорил тебе Господь, Бог отцов твоих, не бойся и не ужасайся. Но вы все подошли ко мне, и сказали: пошлем, пред собою людей, чтоб они исследовали нам землю и принесли нам известие о дороге, по которой идти нам, и о городах, в которые идти нам. Слово это мне понравилось, и я взял из вас двенадцать человек, по одному человеку от каждого колена. Они пошли, взошли на гору и дошли до долины Есхол, и обозрели ее. И взяли в руки свои плодов земли и доставили нам, и принесли нам известие, и сказали: хороша земля, которую Господь, Бог наш, дает нам. Но вы не захотели идти, и воспротивились повелению Господа, Бога ваше
Что же говорит по этому поводу Новый Завет? Прочитаем из первого послания Коринфянам: "Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море; и все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие, ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос. Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: "народ сел есть и пить, и встал играть". Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков. П
Хотя это место достаточно недвусмысленно, прочитаем еще один отрывок из Нового Завета: "Почему, как говорит Дух Святой, "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне, где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня и видели дела Мои сорок лет. Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждают сердцем, не познали они путей Моих; посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой"... "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота". Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие" (Евр.3:7-11,15-19).
Следовательно, народ израильский не вошел в землю обетованную из-за своего непослушания и неверия (Числ.20:12-13).
Возможность потерять спасение налагает на верующего большую ответственность. На нас, новозаветных христианах, эта ответственность еще больше, потому что мы находимся в лучших условиях (2Петр.1:3-4), благодаря искупительной жертве Христа и примирению с Богом.
Вернемся к израильскому народу: "Вот, наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в то время, когда взял их за руку, чтобы вывесть их из земли Египетской; потому что они не пребыла в том завете Моем, и Я пренебрег их, говорит Господь" (Евр.8:8-9): "Я хочу напомнить вам, уже знающим это, что Господь, избавив народ из земли Египетской, потом неверовавших погубил" (Иуд.5).
Все вышесказанное - прообраз для наших дней и может послужить нам предостережением. Повторю главные мысли:
1. Израиль вышел из Египта. Это прообраз обращения к Богу от идолов, греха и мира.
2. Бог проложил Израилю путь посреди Чермного моря, в котором египетское войско утонуло. Это прообраз возрождения, спасения и искупления от власти сатаны и греха.
3. Народ израильский, силой Божьей избавленный от власти египтян и от рабства, находился под облаком, ел небесный хлеб и пил живую воду из скалы. Так и дитя Божье, искупленное Кровью Иисуса Христа, находится под водительством Духа Святого и питается Словом Божьим - духовной пищей, которая каждый день оживляет, придает новых сил.
4. По причине неверия и непослушания, шестьсот тысяч мужей, освобожденных от тяжких уз египетского рабства, умерли в пустыне. И только двое из них возложили свое упование на Бога и через послушание вошли в землю обетованную с новым поколением.
5. Гибель многочисленного народа - это не признак несостоятельности обетовании Божьих. Бог со Своей стороны сделал все для избавления Израиля. Этот факт не подлежит сомнению. Он мог привести израильтян в землю обетованную, всех до одного. Но Он не делает это принудительно! Бог дал человеку свободную волю. Имели ее и израильтяне, избавленные от ужасного рабского труда в Египте. Но какая трагедия - народ избрал ложное направление! Неверие, непослушание и грех привели его к гибели.
Можно ли на основании сказанного выше заключить, что только двое из шестисот тысяч детей Божьих достигнут небесной цели? - Нет. Бог сделал все, чтобы спаслись многие. Но нам необходимо иметь в виду ответственность, возложенную на нас. Хочешь ли быть в числе побеждающих? Ты можешь достичь этого славного положения, уповая на нашего возлюбленного Господа! Пусть подкреплением для тебя будут слова Давида: "Утешайся Господом, и Он исполнит желание сердца твоего" (Пс.36:4).
Прежде чем заняться другими примерами, отметим, что при рассматривании истории израильского народа подтверждается истина: принятие решений происходит по собственной, притом свободной, воле. Поэтому всегда есть возможность пойти ложным путем и погибнуть.
Только двое вошли с новым поколением в обетованную землю. Но стала ли эта земля местом их жительства навсегда? - Нет. Хочется вновь отметить, что Бог со Своей стороны сделал все, чтобы народ Его мог спокойно жить на новом месте. Он дал Израилю ясные постановления и законы, при исполнении которых ему была гарантирована защита от врагов. Но израильтяне вновь и вновь проявляли неверность своему Господу. Они смешались с другими народами и переняли их обычаи. Это трагическое непослушание привело к тому, что Израиль разделился на два народа и в конце концов был отведен в плен.
Спустя некоторое время после того как Израиль пригвоздил ко кресту своего Мессию, Иисуса Христа, Иерусалим стал для евреев запрещенным городом, избранный народ почти две тысячи лет был рассеян по всему миру.
"Слушайте, небеса, и внимай, земля, потому что Господь говорит: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает владетеля своего, и осел ясли господина своего; а Израиль не знает Меня, народ Мой не разумеет. Увы, народ грешный, народ обремененный беззакониями, племя злодеев, сыны погибельные! Оставили Господа, презрели Святого Израилева,- повернулись назад" (Ис.1:2-4).
В настоящее время мы свидетели тому, что Господь вновь собирает народ Свой. В последней книге Библии - Откровение Иоанна богослова - описана ужасная скорбь, которая в скором будущем придет на государство Израиль, официально существующее с 1948 года. И только остаток спасется и войдет в мессианское царство мира, где в полной мере исполнятся славные обетования, данные Израилю. Однако факт остается фактом: начиная от Авраама, те, кому были даны великие обетования (многие евреи, а временами чуть ли не весь народ), на протяжении столетий отвращались от Бога и шли в погибель, несмотря на все обетования н постановления Божьи.
Теперь рассмотрим некоторые примеры, касающиеся отдельных личностей.
Когда израильтяне стали просить себе царя, Бог избрал на это место Саула. "И взял Самуил сосуд с елеем и вылил на голову его, и поцеловал его, и сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего..." (1Цар.10:1). Затем Самуил предсказал Саулу, что произойдет с ним в ближайшем будущем и, в частности, что он сделается иным человеком, когда сойдет на него Дух Господень. Так и случилось. "Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце... и сошел на него Дух Божий..." (1Цар.10:9-10).
Нам известно, что произошло дальше. Этот избранный Богом и помазанный царь израильский не послушался повелений Божьих, и Самуил вынужден был произнести трагические слова: "ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем" (1Цар.15:23).
Возрожденные дети Божьи получили прощение всех своих грехов. Какое блаженное состояние! Но кто способен остаться в этом состоянии? Иисус Христос говорит: "Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими. Когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить. Тогда раб тот пал и, кланяясь ему, говорил: "государь! потерпи па мне, и все тебе заплачу". Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему" (Матф.18:23-27).
Какая великая радость водворилась в сердце раба! И насколько больше радость грешника, который получил от Бога полное прощение и стал сыном Божьим!
В следующих стихах Иисус говорит, что раб, которому был прощен весь долг, нашел одного из своих товарищей, который должен был ему самую малость - всего сто динариев, и, "схватив его, душил, говоря: "отдай мне, что должен"".
Это уму непостижимо, но это правда! Товарищ просил: "Потерпи на мне, и все отдам тебе", но немилосердный раб остался непоколебим и посадил его в темницу. Когда это дело дошло до государя, он призвал раба и сказал: "Злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?" Разгневанный государь отдал негодного раба истязателям, пока не отдаст ему всего долга.
Из этой истории ясно, что однажды прощенный может быть вновь осужден. Согласно учению о невозможности потерять спасение, это невозможно. Но Иисус сказал: "Гак и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его". Бог не простит нам согрешений наших, если мы не будем прощать людям (Матф.6:14-15). А непрощение со стороны Бога означает разрыв с Ним, непременное отдаление от Него!
В притче о блудном сыне Иисус Христос рассказывает, как молодой человек, оставив отцовский дом, пошел в дальнюю страну, где расточил свое имение, живя распутно, и начал голодать. Но он не остался в этом плачевном состоянии. Он решил вернуться к отцу и сознаться в своих грехах. Без этого решения он погиб бы. Что же сказал счастливый отец после возвращения своего сына? - "...Этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся" (Лук.15:24).
Эта притча, однозначно опровергающая учение о невозможности потерять спасение, является одновременно словом утешения для того, кто когда-то ушел от Отца Небесного и расточил свое духовное богатство в мирском омуте греха. Отец Небесный ждет тебя! Может быть, падение твое велико и грех тяжел, но у Господа довольно благодати и для тебя! Покайся и вернись к Отцу. Он с радостью примет тебя и простит вину. О, как велика верность нашего Бога!
Одним из самых трагических примеров отпадения от Бога является, наверное. Иуда Искариот. Он, как и другие одиннадцать учеников, был избран Самим Господом и наречен Апостолом. Иуда, наравне с другими Апостолами, был дан Иисусу Богом (Лук.6:13-16; Иоан.17:12). Сам Иисус сказал: "Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон" (Иоан.6:37). Несмотря на это. Иуда Искариот предал Господа. Возможно ли это?
Да, Иуда был избран Богом и Сыном Его Иисусом Христом. Все Божьи обетования относились и к нему. Он был под охраной Божьей, жил в тесном общении с Иисусом, видел величайшие чудеса, которые творил Сын Божий. Иуда ел с пятью тысячами и, возможно, вместе с другими учениками собирал в корзины оставшиеся куски. Несмотря на все это, он дал в своем сердце место маммоне (Иоан.12:6).
Тот, кто дает греху место в своем сердце, кто делает грех и смиряется с ним, находится на очень опасном пути. Апостол Иаков говорит: "...каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть" (1:14-15). Так случилось с Иудой: он дал греху место в сердце, и оно ожесточилось к любящему Господу. И как следствие - сатана вошел в Иуду (Лук.22:3). Какое это серьезное предупреждение для человека, который впал в грех! О, не тяни долго, покайся в своих грехах, чтобы они не привели тебя к духовной смерти!
Грех весьма опасен для христианина. Но кто раскаивается, исповедуется н оставляет грех, того Бог не замедлит простить и очистить (Притч.28:13; 1Иоан.1:9).
В первом послании Коринфянам Апостол Павел обращается к "освященным во Христе Иисусе, призванным святым". Среди этих людей находился один человек, который впал в блуд и жил в нем (5гл.). Навсегда ли этот человек потерял звание святого? - Нет. Апостол Павел решил, что его нужно "предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа". Предполагаю, что в данном случае Апостол Павел надеялся на покаяние этого человека. Вполне возможно, что после болезни или несчастного случая согрешивший раскается и, получив прощение, будет идти к цели со всеми освященными.
Однако учение о невозможности потерять спасение никак нельзя основывать на записанном в 1Кор.5:5, так как прощение грехов следует только за исповеданием (1Иоан.1:9). И именно на исповедание грехов надеялся Апостол Павел, предавая согрешившего сатане.
В случае с Именеем и Александром у Апостола Павла не было такой уверенности. На этом примере тоже становится ясно, что распространенное учение о невозможности потерять спасение - ложно. Прочитаем из первого послания Тимофею: "Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнувши, потерпели кораблекрушение в вере; таковы Именей и Александр, которых я предал сатане, чтобы они научились не богохульствовать" (1:18-20).
Утверждать, что Именей и Александр не были возрожденными христианами, - значит искажать Писание. Они действительно имели "веру и добрую совесть", а этим, согласно библейскому пониманию, обладают лишь возрожденные христиане. Речь здесь идет как раз о тех, кто отверг дарованную при возрождении добрую совесть и потерпел кораблекрушение в вере. Вероятно, для Именея и Александра кораблекрушение в вере закончилось гибелью.
В первом послании Тимофею Апостол Павел дает указания, как относиться к вдовам. Говоря не о неверующих женщинах, а о возрожденных, принадлежащих к церкви, он видит опасность их отпадения от Христа: "Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь в противность Христу, желают вступать в брак; они подлежат осуждению, потому что отвергли прежнюю веру... некоторые уже совратились вслед сатаны" (5:11-12:15).
Заканчивая послание Колоссянам, Апостол Павел передает приветы от братьев из Рима: "Приветствует вас Лука, врач возлюбленный, и Димас". А примерно семь лет спустя, он с болью сообщает: "Ибо Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику" (2Тим.4:10).
Что значит "возлюбил нынешний век"? Димас оставил не только Апостола Павла, он отвернулся от любви Божьей и ушел от Господа. "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей" (1Иоан.2:15).
Апостол Петр во втором послании говорит о людях, которые оставили прямой путь и "заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную" (2:15). Идет ли здесь речь о не возрожденных, о христианах лишь по названию? - Нет, такие никогда не были на прямом пути. Оставить прямой путь может только тот, кто находится на нем, то есть только рожденный свыше христианин.
В заключение рассмотрим еще послания семи церквам, записанные в книге Откровения. Они были продиктованы Апостолу Иоанну высшим авторитетом - Иисусом Христом - и обращены в первую очередь к ангелам конкретно названных церквей. Под ангелами здесь подразумеваются пресвитеры, ответственные за церкви. Все эти адресаты в свое время получили возрождение, иначе никогда не стали бы пресвитерами (Тит.1:5-9).
В этих посланиях открывается ужасающая картина: пятеро из семи пресвитеров не сохранили беспорочность перед неподкупным Богом. Троим Господь говорит: "имею против тебя", четвертому: "ты носишь имя, будто жив, но ты мертв", а пятому: "извергну тебя из уст Моих". При восхищении эти неверные пресвитеры оказались бы вне спасения. Слово Божье ясно говорит, что восхищены будут только неоскверненные, навстречу Небесному Жениху выйдет непорочная Невеста!
В книге Песни Песней автор подчеркивает в образе невесты непорочность: "Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе" (4:7). То же самое сказано и по отношению к церкви: "Чтобы освятить ее, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна" (Еф.5:26-27).
Священное Писание не один раз говорит, что Господь хочет видеть Свою Церковь, Свою Невесту, не только очищенной Им когда-то по благодати и потому непорочной, но действительно ожидающей Его в таком состоянии (2Петр. 3:14; 1Кор.1:7-8; 1Фес.3:13;5:23). Желая увидеть Свою Церковь непорочной, Господь предоставил в ее распоряжение неограниченные возможности, пользуясь которыми она может оставаться в этом славном состоянии.
Итак, пять из семи вышеупомянутых пресвитеров оказались порочными, хотя состояние непорочности было даровано Богом каждому из них. Им оставалось только сохранить его, но они оказались неверными. Вернуться в прежнее состояние эти братья могли только через покаяние. В противном случае каждого из них ожидала гибель. Здесь нет и намека на мысль, что однажды полученное спасение невозможно потерять! Может ли пресвитер, которому сказано: "извергну тебя из уст Моих", проводить вечность в Божьем присутствии?
Вышеприведенные примеры свидетельствуют, что учение о невозможности потерять спасение не выдерживает критики в свете Библии.
Я не хотел бы этим утверждением внушить кому-либо из детей Божьих напрасный, ничем не оправданный страх. Как мы уже много раз говорили, каждый христианин, всем сердцем стремящийся жить по воле Божьей, находится под охраной могучей десницы Небесного Отца. К таким христианам в полной мере относятся слова: "...вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.I:7-8).
что учение о невозможности потерять спасение - несостоятельно. Рассмотрев примеры из Слова Божьего, подтверждающие возможность отпадения, хочу представить вниманию читателя догматические места Писания на эту же тему. Повторю еще раз, что возрожденное дитя Божье, стремящееся к освящению, находится под охраной Отца Небесного, Который силен довести его до цели. Это многократно подтверждается драгоценными и надежными обетованиями всемогущего Бога.
В книге пророка Иезекииля мы находим следующее утверждение: "И ты, сын человеческий, скажи сынам народа твоего: праведность праведника не спасет в день преступления его, и беззаконник за беззаконие свое не падет в день обращения от беззакония своего, равно как и праведник в день согрешения своего не может остаться в живых за свою праведность. Когда Я скажу праведнику, что он будет жив, а он понадеется на свою праведность, и сделает неправду, то все праведные дела его не помянутся, - и он умрет от неправды своей, какую сделал" (33:12-13). Господь предельно ясно говорит, что чудная благодать Божья покрывает все грехи беззаконника, который обратился от своего беззакония. Как бы ни был велик грех, он уже не может повредить ему. Слава Богу!
Но здесь открывается еще трагическое положение человека, который получил прощение грехов и праведность по благодати, однако совершил зло и стал жить в грехе. Ему нисколько не поможет то, что он был праведным перед Богом!
Следовательно, человек может отвратиться от своих беззаконий, получить праведность от Бога и только в таком случае стать праведным. Точно так праведник может уклониться в беззаконие. Псалмопевец Асаф говорит: "Ибо вот удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя" (Пс.72:27). Отступить от Бога может лишь тот, кто в свое время обратился к Нему и стал Его чадом.
Посмотрим, что говорит по этому поводу Новый Завет. В 15 главе Евангелия Иоанна Христос называет Себя виноградной лозой, Отца Небесного - виноградарем, а детей Божьих - ветвями. Само собой разумеется, что без возрождения никто не может быть ветвью на Лозе. Но что говорит Господь далее?
"Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода" (2ст.).
"Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают" (5-6ст.).
"Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви" (10ст.).
Во-первых, ветви, не приносящие плода, отсекаются и сжигаются. Условие пребывания на лозе - плодоношение. Во-вторых, для пребывания во Христе необходимо соблюдать заповеди Его. Кто не соблюдает заповедей Господа, тот не приносит плод и в конце концов будет отсечен.
С одной стороны, эти слова Христа опровергают учение о невозможности потерять спасение, а с другой - ясно указывают, как можно навеки сохранить однажды полученное спасение.
Когда человек рождается свыше и становится посредством этого чадом Божьим, Дух Святой поселяется в нем и дает ему удивительную возможность жизни по духу. Такой христианин больше не должник плоти и ее вожделений (Рим.6:11-13;8:12). Однако Писание говорит, что даже для христианина, получившего Духа Святого, остается возможность жить и поступать по плоти. Это очень опасно. Возрожденный человек только тогда свободен от осуждения, когда не живет по плоти: "Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу" (Рим.8:1).
"...Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу... Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут...Ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете" (Рим.8:3-4,6-8,13).
Жизнь пол руководством Духа Святого ведет к жизни, а жизнь по плоти - к смерти.
В первом послании Коринфянам Апостол Павел предупреждает о другой опасности. Он увешает верующих не пользоваться дарованной свободой в тех случаях, когда это может стать соблазном для брата или сестры во Христе. Соблазн может привести возрожденного, но слабого христианина к гибели. И не только его, но и соблазняющего. "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных... И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа" (1Кор.8:9,11-12).
Во втором послании Апостол Павел просит коринфян: "Мы же, как споспешники, умоляем вас, чтобы благодать Божия не тщетно была принята вами" (6:1). Затем Павел рассказывает к назиданию коринфян, как он во всех обстоятельствах жизни являет себя служителем Божьим, и побуждает их к отделению от мира.
Апостол говорит, что, не приняв во внимание увещания, коринфяне окажутся теми, кто тщетно принял благодать Божью. Другими словами, не будет им пользы от того, что они когда-то приняли благодать, они погибнут!
Подобная мысль выражена и в послании Галатам: "Сие только хочу знать от вас: чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере? Так ли вы несмысленны, что, начавши духом, теперь оканчиваете плотию? Столь многое потерпели вы неужели без пользы? О, если бы только без пользы!" (3:2-4).
Да, если человек, искупленный по благодати, вновь обращается к делам закона с тем, чтобы получить гарантию на спасение, он глубоко несчастен. Он находится в смертельной опасности. Благодать, однажды принятая им, может оказаться бесполезной. Поэтому и труд Апостола Павла в Галатии мог стать тщетным: "Боюсь за вас, не напрасно ли я трудился у вас" (4:11).
Дальше Павел конкретно говорит: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати" (Гал.5:4). Отпасть от благодати может только тот, кто однажды получил ее.
Посмотрим еще, что пишет Апостол Павел фессалоникийцам, которые "обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному" (1:9). Он не исключает, что они могут поколебаться в трудностях, и тогда его труд среди них будет напрасен. "Посему и я, не терпя более, послал узнать о вере вашей, чтобы как не искусил вас искуситель и не сделался тщетным труд наш" (1Фес.3:5).
Итак, Апостол Павел многократно и ясно говорит о том, что спасение можно утерять. Приведу еще несколько стихов из первого послания Тимофею: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям... О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословии лжеименного знания, которому предавшись, некоторые уклонились от веры" (6:10,20-21); "Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским" (4:1).
Апостол Петр также повествует о людях, которые некогда вошли тесными вратами и встали на правильный путь, на путь праведности, но потом совратились. Он называет их лжеучителями: "Оставивши прямой путь, они заблудились, идя по следам Валаама, сына Восорова, который возлюбил мзду неправедную... Ибо. произнося надутое пустословие, они уловляют в плотские похоти и разврат тех, которые едва отстали от находящихся в заблуждении; обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб. Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи" (2Петр.2:15,18-22).
Есть и другая категория христиан, о которых пишет Апостол Иоанн: "Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши" (1Иоан.2:19). Этих людей нельзя отнести к числу тех, о ком свидетельствует Петр. Это христиане лишь по названию. Они принадлежат к церкви, но не пережили возрождения. Это лжебратья, которых Иоанн называет даже антихристами (1Иоан.2:18).
"Если бы они были наши, то остались бы с нами". Не хочет ли Апостол Иоанн этим сказать, что спасение утерять невозможно? - Нет, иначе он так настоятельно не призывал бы пребывать в Сыне и в Отце. К этим увещаниям мы еще вернемся. Здесь же Иоанн больше подчеркивает нормальное состояние возрожденного христианина, который пребывает во свете, подобно как Бог во свете. Он чувствует себя в Иисусе Христе спокойно, безопасно и не думает о том, чтобы оставить церковь.
Во втором послании Иоанн также говорит об опасности потерять нечто приобретенное: "Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду".
В послании Евреям говорится о возложенной на нас ответственности хранить дарованное спасение, чем и подрывается учение о невозможности отпасть от Бога. "А Христос - как Сын в доме Его; дом же Его - мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца... Мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца" (3:6,14).
А к следующему тексту, записанному в послании Евреям 6:4-8. сторонники антиевангельского учения стараются выработать невесть сколько толкований. Удивительно, почему они не принимают эти предельно ясные слова такими, как они есть? "Ибо невозможно - однажды просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века, и отпавших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему. Земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы - негодна и близка к проклятию, которого конец - сожжение".
Это слово о возрожденных христианах. Они были просвещены и вкусили дара небесного. Так можно сказать только о тех, кто принял свет жизни и хлеб духовный, то есть принял Иисуса Христа и посредством этого получил возрождение (Евр.10:32; Иоан.6:33). Они сделались причастниками Духа Святого, а это можно сказать только о рожденных свыше (Деян.2:38; 2Кор.1:21-22; Еф.1:12-14). Да, только рожденный свыше может вкусить благого глагола Божьего и сил будущего века. Отпасть может только тот, кто однажды пережил спасение. В противном случае, от чего ему отпадать?
Совершенно ясно, что здесь под отпадением не подразумевается грех. Согрешения могут случаться в жизни любого христианина. В каждом отдельном случае это падение, но не конец! Возрожденный христианин, сделав грех, сразу же сожалеет об этом. Он не отчаивается, потому что у него есть Ходатай - Сам Иисус Христос, Который в полной мере заплатил за каждое наше преступление, за наше непослушание, и эта жертва действительна вечно.
В первом послании Иоанна (1:9) говорится об исповедании, посредством которого чадо Божье может сразу же получить прощение и радостно продолжать свой путь. А в послании Евреям (6 гл.) речь идет о сознательном и добровольном уходе человека от Бога и о его желании оставаться в грехе. Это сознательно отпавшие люди, которые "снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему". Если дитя Божье дошло до такого состояния, тогда для него может наступить момент, когда обновление покаянием больше невозможно.
"Ибо, если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников. Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях,, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет? Мы знаем Того, Кто сказал: "у Меня отмщение, Я воздам, говорит Господь". И еще: "Господь будет судить народ Свой". Страшно впасть в руки Бога живого!" (Евр.10:26-31). В этом отрывке говорится о людях, получивших познание истины и освященных Кровью завета.
Прочитаем еще такие места, как: 1Петр.1:1-2; 2Иоан.1ст.; Рим.8:9; 2Кор.1:21-22; 2Тим.1:7; Тит.1:1; Евр.9:14-15; 10:10.
Итак, Слою Божье говорит, что только возрожденные люди освящены Кровью завета и только они получают познание истины и Духа благодати.
Обратим внимание, что автор послания Евреям говорит не в общем, а конкретно: "если мы... произвольно грешим", то есть он не исключает и себя из числа тех, кто может произвольно грешить. Я думаю, никто из сторонников учения о невозможности потерять спасение не решится утверждать, что автор послания Евреям был невозрожден.
Что же подразумевается под словами "произвольно грешим"? Иногда верующие говорят о себе, что они произвольно согрешили и потому нет для них больше благодати. Но из контекста всего Слова Божьего видно, что тот, кто обвиняет себя в произвольном грехе, не отпал от благодати. Возможно, в момент искушения он действительно делал грех по собственной воле, но потом глубоко сожалел об этом, потом смирился и сознал свою вину. Такой христианин может, как уже было сказано выше, радостно продолжать свой жизненный путь, потому что Кровь Иисуса Христа очищает от всякого греха, когда мы каемся и исповедуемся.
Под словами "произвольно грешим" подразумевается прежде всего намеренное, добровольное, сознательное удаление от общения с Господом и продолжительное желание жить в грехе. Такие люди попирают Сына Божьего и не почитают за святыню Кровь завета, посредством которой были в свое время очищены. Они оскорбляют Духа благодати и не сожалеют о своей греховной жизни, находя в ней удовольствие.
Итак, в Евр.10:26-31 речь идет не о тех, кто всем сердцем стремится жить для Господа, хотя иногда падает и согрешает. В то же время здесь ясно говорится о том, что спасение можно утерять через сознательное отступление. А в таком состоянии может наступить момент, когда покаяние и жертва за грех больше невозможны и остается только "некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников".
В заключение обратимся еще раз к посланиям семи церквам, записанным в Откровении. Читая их без предвзятости, молитвенно, с сознанием Божьего присутствия, всякий увидит, что здесь нет и намека на то, что спасение потерять невозможно.
"Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою. Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься" (Откр.2:4-5). Если Бог имеет что-то против нас, значит, у нас не все в порядке, значит, мы где-то упали. Если не будет покаяния с нашей стороны. Бог сдвинет наш светильник, и тогда наступит ночь, черная ночь.
"Но имею немного против тебя…" (Откр.2:14). Даже если это всего лишь немного, то мы больше не беспорочны.
"...Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв. Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим" (Откр.3:1-2). Несомненно, вышеупомянутые пресвитеры были возрожденными. Несмотря на это, пресвитер сардисской церкви мертв, а в его церкви есть люди, которые вроде бы еще живы, но близки к смерти. Какое серьезное положение!
А вот ангел лаодикийской церкви. Ему Иисус говорит: "Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих" (3:15-16). "Извергну" - означает окончательное отделение от Бога и от жизни. Подобное предупреждение просматривается во всех пяти посланиях порочным пресвитерам. Избежать разрыва с Богом можно только через покаяние и выполнение заповедей Христа. Если покаяния не последует, то имена вышеупомянутых пресвитеров будут изглажены из книги жизни.
Итак, в жизни христианина возможен момент, когда Господь вынужден извергнуть его. В этом случае спасение уже невозможно. Это относится, как говорит Слово Божье, и к безбожным людям, и к уклонившимся и отпавшим верующим.
Для обоснования этого утверждения процитирую еще несколько мест.
"Там пали делающие беззаконие, низринуты, и не могут встать" (Пс.35:13).
"...Коварство в сердце его; он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры. За то внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления" (Прит.6:14-15).
"...Но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осаждению" (Марк.3:29).
Прежде чем представить убедительные увещания Слова Божьего, призывающие нас сохранять свое спасение, хочу напомнить всем детям Божьим, связавшим свою жизнь с Иисусом Христом и пребывающим в Нем, отрадные слова: "...вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор. 1:7-8).
Из различных примеров и конкретных высказываний Слова Божьего мы увидели, что для рожденного свыше христианина существует опасность - пойти ложным путем, ведущим к погибели. Слово Божье изобилует увещаниями по этому поводу. И если бы учение о невозможности потерять спасение было верно, то эти увещания были бы излишними. Однако мы твердо убеждены, что в Писании нет ничего лишнего. Выберем из множества жизненно важных поучений хотя бы некоторые и примем их как великую заботу Отца Небесного, Который хочет, чтобы мы спаслись.
Процитирую вначале увещания, обращенные некогда к избранному народу Божьему, который в особой мере является прообразом Церкви Христовой (1Кор.10:11). Стало быть, эти увещания имеют значение и для нас.
"Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок, к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня? Только берегись, и тщательно храни душу твою, чтобы тебе не забыть тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы они не выходили из сердца твоего во все дни жизни твоей... А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, дабы вы были народом Его удела, как это ныне видно... Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо, как повелел тебе Господь, Бог твой. Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель. Если же родятся у тебя сыны и сыны у сынов твоих, и, долго живши на земле, вы развратитесь, и сделаете изваяние, изображающее что-либо, и сделаете зло сие пред очами Господа, Бога вашего, и раздражите Его:
"...И предаст их (хананеев и др. - Прим. авт.) тебе Господь, Бог твой, и поразишь их: тогда предай их заклятию, не вступай с ними в союз и не щади их. И не вступай с ними в родство: дочери твоей не отдавай за сына его, и дочери его не бери за сына твоего; ибо они отвратят сынов твоих от Меня, чтобы служить иным богам, и тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя.
Кумиры богов их сожгите огнем; не пожелай взять себе серебра или золота, которое на них, дабы это не было для тебя сетью: ибо это мерзость для Господа, Бога твоего. И не вноси мерзости в дом твой, дабы не подпасть заклятию, как она. Отвращайся сего и гнушайся сего; ибо это заклятое" (Втор.7:2-4:25-26).
"Ибо вы знаете, как мы жили в земле Египетской и как мы проходили посреди народов, чрез которые вы прошли, и видели мерзости их и кумиры их, деревянные и каменные, серебряные и золотые, которые у них. Да не будет между вами мужчины или женщины, или рода, или колена, которых сердце уклонилось бы ныне от Господа, Бога нашего, чтобы ходить служить богам тех народов; да не будет между вами корня, произращающего яд и полынь, такого человека, который, услышав слова проклятия сего, похвалялся бы в сердце своем, говоря: "я буду счастлив, несмотря на то, что буду ходить по произволу сердца моего"; и пропадет таким образом сытый с голодным. Не простит Господь такому, но тотчас возгорится гнев Господа и ярость Его на такого человека, и падет на него все проклятие завета сего, написанное в сей книге, и изгладит Господь имя его из поднебесной. И отделит его Господь на погибель от всех колен Израилевых, сообразно со всеми проклятиями завета, написанными в сей книге закона. И скажет последующий род, дети ваша
И скажут все народы: "за что Господь так поступил с сею землею? какая великая ярость гнева Его!" И скажут: "за то, что они оставили завет Господа, Бога отцов своих, который Он поставил с ними, когда вывел их из земли Египетской, и пошли и стали служить иным богам и поклоняться им, богам, которых они не знали, и которых Он не назначал им: за то возгорелся гнев Господа на землю сию, и навел Он на нее все проклятия завета, написанные в сей книге; и извергнул их Господь из земли их в гневе, ярости и великом негодовании, и поверг их на другую землю, как ныне видим". Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего" (Втор.29:16-29).
"И сказал Господь Моисею: вот, ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов той земли, в которую он вступает, и оставит Меня, и нарушит завет Мой, который Я поставил с ним. И возгорится гнев Мой на него в тот день, и Я оставлю их и сокрою лицо Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби, и скажет он в тот день: "не потому ли постигли меня сии бедствия, что нет Бога моего среди меня?" И Я сокрою лицо Мое от него в тот день за все беззакония его, которые он сделает, обратившись к иным богам" (Втор.31:16-18).
"Я утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего. Богами чуждыми они раздражили Его. и мерзостями разгневали Его. Приносили жертвы бесам, а не Богу, богам, которых они не знали, новым, которые пришли от соседей и о которых не помышляли отцы ваши. А Заступника, родившего тебя, ты забыл, и не помнил Бога, создавшего тебя. Господь увидел, и в негодовании пренебрег сынов Своих и дочерей Своих, и сказал: сокрою лицо Мое от них, и увижу, какой будет конец их: ибо они род развращенный, дети, в которых нет верности" (Втор.32:15-20).
И снова перед нами Израиль. Это именно тот народ, который был выведен Богом из египетского рабства и освобожден, народ, избранный Богом в собственность. Стал ли этот народ на все времена тем славным народом, примером для всего мира, гладя на который каждый человек видел бы славу, величие и всемогущество Божье?
Бог дал Израилю законы, постановления и обычаи, цель которых - охранять народ и доставлять ему благо. Через Моисея Господь предостерегал израильтян и убедительно просил не отвращаться от Божьего завета и Его постановлений, ни в коем случае не родниться с чужеземными народами и их богами, ни под каким предлогом не вносить мерзости в дом свой. Немало говорил Господь и о том, что постигнет израильтян в случае непослушания и отпадения.
К сожалению, народ Божий, несмотря на все предостережения, очень быстро уклонился от Бога. Причиной этому было неверие и непослушание.
Израильский народ является серьезным предупреждением и увещанием для новозаветной церкви. Если народ Божий, переживший чудное избавление, видевший чудеса и знамения, все же отпал, то и для новозаветных детей Божьих существует эта огромная опасность отступления и отпадения. Поэтому Слово Божье вновь и вновь увещает нас пребывать в Искупителе нашем, пребывать в Слове Его!
Апостол Павел, напоминая об отпадении Израиля, говорит: "Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся... Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпавшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен" (Рим.11:20,22).
Зная, насколько важно и значительно пребывать в Боге, Апостол Павел неустанно призывал верующих к этому. Так в Антиохии он убеждал христиан пребывать в благодати Божьей (Деян.13:43), а утверждая души учеников в Листре, Иконии и снова в Антиохии, увещал их пребывать в вере (Деян.14:21-22).
По сей день для каждого из нас важны слова, написанные в свое время колоссянам: "И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования..." (Кол.1:21-23).
Апостол Павел был убежден в охраняющей силе Господа нашего: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2Тим.1:12). И все же он считал нужным написать своему возлюбленному сыну Тимофею увещание: "Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовью во Христе Иисусе. Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас" (2Тим.1:13-14).
Обратимся теперь к Апостолу Иоанну. Это тот Апостол, который оставил нам заверение Иисуса, что никто не может похитить нас из руки Божьей (Иоан.10:28-29). Он также увещает нас словами Христа: "Пребудьте во Мне". Оставить же Господа можно не иначе как по собственной воле. Просмотрим следующий отрывок: "Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают... Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас; пребудьте в любви Моей. Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви. Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна" (Иоан.15:4-6,9-11).
Слово, записанное в первом послании Иоанна, открывает нам волю Божью по поводу нашего отношения к миру, который всеми силами стремится вторгнуться в Церковь Христову. Здесь подчеркивается, что послушание воле Божьей в данном вопросе важно не только в этой жизни, но и определяет нашу вечную участь: "Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира (сего). И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек" (1Иоан.2:15-17).
Кто любит мир и не исполняет воли Божьей, тот не пребудет вовек. Другими словами, любя мир и все, что в нем, мы отвергаем предлагаемую Богом жизнь вечную и добровольно избираем гибель.
Апостол Иоанн говорит еще об опасности преступать учение Христа. Это влечет за собой гибель: "Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудилась, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына" (2Иоан.8-9 ст.).
Не пребывать в учении - значит не иметь Бога, то есть не иметь ничего. А кто пребывает в учении Господа, тот имеет все!
Через Апостола Петра Господь напоминает нам, что драгоценное спасение, однажды полученное свыше, можно утерять. Чтобы этого не случилось, нам следует удаляться от растления похотью и постоянно пребывать в Боге, оставаться причастниками Божеского естества: "...От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы чрез них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью..." (2Петр.1:3-4).
Чтобы не отпасть, не уклониться с прямого пути и пребыть в Боге, необходимо постоянно утверждаться в спасении: "Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание: так, поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2Петр.1:10-11).
"Впрочем мы, по обетованию Его, ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда. Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире" (2Петр.3:13-14).
"Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения" (2Петр.3:17).
В послании Евреям также немало внимания уделено поучениям, как надо относиться к спасению: "Мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" (2:1); "Будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим" (4:1).
Сказав недвусмысленно об отпадении и о том, что может наступить момент, когда не будет больше возможности покаяться и возвратиться к Богу, автор послания Евреям увещает верующих: "Впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем состоянии и держитесь спасения, хотя и говорим так. Ибо не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послуживши и служа святым. Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность до конца" (6:9-11).
"Будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший; будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам; не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещавать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного" (Евр.10:23-25).
"Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнивши волю Божию, получить обещанное; ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит. Праведный верою жив будет; а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя. Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (Евр.10:35-39).
И еще несколько увещаний, обращенных к возрожденным детям Божьим: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами" (Евр.12:14-17).
Рассмотрим теперь некоторые стихи из послания Апостола Иакова. Он говорит, что у детей Божьих есть опасность стать врагами Богу, и указывает путь, как можно избежать этого. "Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете; убиваете и завидуете - и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите; просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога! Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: "до ревности любит дух, живущий в нас"? Но тем большую дает благодать; посему и сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать".
Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас; приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам..." (Иак.4:1-8).
Заканчивает Иаков свое послание таким наставлением: "Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов" (5:19-20).
Слово Божье называет братьями только тех, кто рожден свыше, а не тех, кто, захваченный экуменическим движением, подготавливает путь для великой блудницы последнего времени. Всякий брат, то есть рожденный свыше христианин, становится грешником и пребывает в смерти, когда уклоняется от истины. Одного этого слова достаточно, чтобы опровергнуть учение о невозможности потерять спасение!
Хочется еще обратить внимание на слова, записанные во втором послании Фессалоникийцам. Здесь Апостол Павел очень ясно говорит о массовом отступлении детей Божьих. Пришествию Господа будут предшествовать два значительных события: отступление и выявление антихриста. "Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе нет придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога" (2Фес.2:3-4).
Как было подмечено выше, упомянутое здесь отступление будет весьма ощутимым, всеобъемлющим и коснется не только отдельных христиан.
Я бы не хотел ввести кого-либо в заблуждение словом "всеобъемлющее". Конечно, не все отступят. Слово Божье ясно говорит, что Господь восхитит в то время славную Церковь, не имеющую пятна, или порока, или чего-либо подобного, она будет святой и непорочной (Еф.5:25-27; 1Фес.4:15-18). Но эта святая н непорочная Церковь-Невеста будет составлять лишь малую часть христианства нашего времени, это будет остаток. Большинство христиан не устоит, о чем говорил и Христос: "Но Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?" (Лук.18:8).
Правда, Писание говорит о великом множестве восхищенных, но сюда входят не только живущие, готовые к восхищению дети Божьи, но и умершие во Христе в течение столетий. Все вместе мы будем восхищены "на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем" (1Фес.4:17).
Дорогой читатель! Относишься ли ты к этому множеству готовых и ожидающих пришествия Господа?
Приведу еще несколько фактов по поводу вышеупомянутого отступления, характерного для последнего времени. Это отступление уже сейчас в действии и в полноте выразится в великой блуднице, о которой сказано в Откровении. События наших дней красноречию говорят по поводу этой блудницы следующее.
26 октября 1986 года по приглашению Папы Римского в Ассизи (Италия) собрались католики, православные, англикане, лютеране, реформисты, унитаристы, методисты, баптисты, меннониты, представители женевской экумении, представители так называемых евангельских свободных церквей, иудеи, магометане, буддисты, синтоисты, индуисты и поклонники еще трех индийских религий, североамериканские индейцы и представители африканских языческих религий.
Собравшись в Ассизи, вожди различных течений молились о мире во всем мире. Каждый обращался к своему богу, к своим идолам или к духам - и к тем, которых они почитают за добрых, и к тем, которых боятся как злых. Буддисты поставили статую Будды посреди христианской церкви. Здесь был и девяностолетний "великий мастер леса", знатный африканский чародей. Он первый раз в жизни покинул лес, надел одежду и приехал в Ассизи с тем, чтобы заклинать духов.
Невзирая на все эти глубочайшие различия и абсолютное несоответствие, Папа Римский сказал, что стремление к миру стирает все религиозные различия.
Это небывалое событие является поворотным пунктом в мировой истории, и его нельзя оставить без внимания. Там, в Ассизи, был открыт путь для явления великой блудницы и антихриста. Папа Римский, может быть, и не стремился к этому, но был признан предводителем всех религий, что стало ясным из молитв, произнесенных на этом собрании.
Это была не единственная встреча. Время от времени представители всех религий собираются для совместной молитвы о мире.
Все больше и больше распространяется всемирный феномен, известный под названием "Нью-эйч". Движение "Нью-эйч" без преувеличения названо одной из самых больших опасностей, которая когда-либо грозила христианам. Оно основано на книгах одной женщины - третьего президента теософов. Это пока еще незаметная организация, но она пустила свои корни по всему миру через другие организации. Все они тесно связаны между собой, подобно огромному неводу. Сюда относятся: движение за мир, экологические и экономические организации, женские организации, частично НЛО-движение, партия так называемых "зеленых", Гринпис, объединения гомосексуалистов, некоторые религиозные секты и т. д.
В движении "Нью-эйч" широко практикуется эзотерика, оккультизм, ясновидение, медитация, учение эволюции, йога, гипноз, заклинание духов, гомеопатия, акупунктура, акупрессура, оздоровление духа, расширение сознания и т. д. Большинство членов этого движения верят в сверхъестественное на основании собственного опыта, медитации, эзотерики и т. п. Они ратуют за искусственное оплодотворение, за обязательное ограничение рождаемости, за аборты, за ускорение смерти безнадежно больных, а также за разоружение. Они считают все религии путями к одной и той же цели, призывают к терпимости, но вместе с тем требуют "очистительных" мер по отношению к противникам их движения.
Согласно основной идеи движения "Нью-эйч", с рождением Иисуса Христа Земля вступила в созвездие Рыб и началась эра христианства, которое, по их мнению, потерпело полную неудачу. Поэтому при смене тысячелетий Земля вступит в созвездие Водолея и начнется новая эпоха, эпоха "Нью-эйч", которая якобы даст человечеству "нового Христа", и он принесет мир всему миру. Сегодня осуществляются последние пункты плана, согласно которому мир перейдет в распоряжение Люцифера.
Итак, движение "Нью-эйч", базирующееся на оккультизме, содействует пришествию антихриста и появлению великой блудницы. (Данные о движении "Нью-эйч" взяты из книг "Geneime Gehirnwasche" von R. Konig и "Die sanfte Verfiihrung" von С Cumbey.)
Эти два значительных феномена охватывают все номинальное христианство. Можно определенно сказать, что оно ужасно далеко ушло от Бога. Сколько же сегодня возрожденных христиан, которые, увлекшись каким-либо искушением последнего времени, стали причастниками этого сатанинского дела! Дорогой читатель, я призываю тебя проверить свое состояние, насколько ты далек от всего вышеперечисленного.
Я должен повторить, что большое отступление, распространяющееся на истинных, рожденных свыше христиан, - в действии. Оно выражается в радикальной перемене христиан. Если двадцать пять лет назад христиан можно было легко узнать по внешнему виду, то сегодня это можно сказать только о все уменьшающемся меньшинстве. Большинство же очень явно приобщилось к миру.
Именуя себя возрожденными, христиане не исполняют записанную в 1Кор. 11:1-16 волю Божью. Мальчики, юноши и мужчины отпускают волосы, тогда как девочки, девушки и женщины коротко стригутся. На повеление Господа об одежде, записанное во Втор.22:5, сегодня смотрят сквозь пальцы. Хочу заметить, что все, мерзкое Богу раньше, мерзко и сейчас! Мало кто берет во внимание и следующие места Священного Писания: Иак.1:27; 4:4; 2Петр.1:4; 1Иоан.2:15-17: Рим.12:2; 2Кор.6:14-18. Христиане соединяются с миром через всевозможные союзы, федерации, партии и другие мирские объединения, активно или пассивно участвуют в спортивных и политических мероприятиях, развлечениях и т. п.
И наконец, напомню: чем больше расширяется отступление последнего времени, тем больше ширится учение о невозможности потерять спасение. Не удивительно ли это? Не существует ли здесь тесной взаимосвязи, незаметной для большинства верующих?
Согласно 2Фес.2:3, отступление должно прийти, и не подлежит сомнению то, что для каждого христианина существует опасность отпадения!
Если кто-либо из читателей, ознакомившись с изложенными в этой главе мыслями, запереживает, не отпал ли он от своего Господа, я хотел бы утешить его: нет, не отпал! Возможно, ты глубоко пал, но не отпал от благодати. В противном случае ты едва ли стал читать эту книгу, а если бы и читал, то она не коснулась бы твоего сердца. Вспомни послание ангелу сардисской церкви. Иисус дает ему уничтожающую характеристику: "...ты носишь имя, будто жив, но ты мертв" (Откр.3:1). Если он мертв, то, наверное, для него все кончено? - Нет, милосердный Господь все же обращается к нему и предлагает Свою благодать. Хотя Он и ставит этот ужасный диагноз: "ты мертв", но вместе с тем призывает к покаянию: "Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти; ибо Я не нахожу, чтобы дела твои были совершенны пред Богом Моим. Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся" (Откр.3:2-3).
Если этот призыв к пробуждению и покаянию будет оставлен без внимания или отвергнут, отпадение станет окончательным: "Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя".
Ко всякому же, кто откликнулся на призыв Господа, возвратился к святой жизни и пребывает в ней, относятся слова, упомянутые в предыдущих главах: "...вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа" (1Кор.1:7-8).
Сторонники учения о невозможности потерять спасение совершенно обоснованно утверждают, что мы спасены по благодати и жизнь вечная дарована нам по благодати как небесное наследство. Они подчеркивают, что мы стали обладателями вечной жизни на основании совершенной жертвы Иисуса Христа, запечатления Духом Святым и верности Отца Небесного. Какие драгоценные истины!
Но, к сожалению, эти люди идут дальше библейского учения, утверждая, что жизнь вечная, данная нам на таких славных началах, остается нашим достоянием навечно и ее невозможно утерять. Они забывают или сознательно упускают одно весьма важное обстоятельство. Проиллюстрирую его следующим примером.
В семье миллионера родился сын. Это - будущий наследник. Примет ли он свое наследство? - Скорее всего, да. Почему? - Потому что он - законный наследник. Все богатство причитается ему, и после смерти отца оно в полной мере перейдет в его распоряжение и станет его имуществом. И все же сын не обязан принимать его. Сын может добровольно отказаться от своего огромного состояния, может отвергнуть его!
То же самое, согласно учению Священного Писания, верно и в духовной области. Мы спасены по благодати, и жизнь вечная - небесное наследство, превышающее человеческие представления,- подарена нам в наше распоряжение. Мы можем уже сейчас верой ухватиться за нее н взять во владение. Но никто не принуждает нас оставаться в ней, никто не обязан вечно владеть ею.
Это наследство можно отвергнуть или потерять через сознательное уклонение в грех. Об этом говорит упомянутая уже ранее притча о блудном сыне, рассказанная Иисусом Христом (Лук. 15 гл.).
Получив от отца причитающуюся ему часть имения, младший сын пошел в дальнюю страну. Он ушел из дома отца. Он направился в полюбившийся ему мир.
Если ты, став причастником небесных богатств, получив спасение и прощение посредством Крови Христа, получив возрождение и залог Духа Святого, вновь обращаешься к прелестям мира, то ты на очень опасном пути. Ах, как быстро может кончиться запас твоих духовных богатств!
Младший сын отправился в мир хорошо обеспеченным. Но он обращался со своим богатством весьма легкомысленно и беспечно. Он расточил его, живя распутно, и в конце концов очутился в свином загоне. Он получил наследство, но растратил его. Он приобщился к миру, стал одним из тех, чье счастье заключается в радостях мира. Он наслаждался, а богатство его тем временем таяло.
Мы уже говорили, что и в этом печальном случае еще есть надежда, пока человек жив. Блудный сын в своем отчаянном состоянии вспомнил отца. Он решился возвратиться к нему и был встречен и принят им.
Как же определил отец состояние своего младшего сына до возвращения? Он сказал: "Этот сын мой был мертв и ожил..." (Лук.15:24). Да, он был мертв по грехам и преступлениям, он больше не имел права на наследство. Уход из родительского дома и следующее за ним расточение имения отец называет смертью.
Покидая Господа, ты разлучаешься с Ним, несмотря на то, что обладал, по Его милости, несметным небесным богатством. А разлука с Отцом - это в конечном итоге не что иное, как смерть! Ты все теряешь и больше не имеешь права на жизнь вечную.
Точно так бывает и в земной жизни - умерший ребенок не является больше наследником. Наследниками могут быть только живые дети!
На основании этих весьма серьезных заключений напрашивается вывод, что наследство вечной жизни можно отвергнуть сразу, а можно и впоследствии, вступив в наследство, расточить его в мире греха и духовно умереть. Может быть, это звучит невероятно, но так говорит Библия.
Враг Божий, сатана, все еще в мире. Он на каждом шагу пытается совратить людей, ушедших из-под его контроля, и возвратить их в свое темное царство. К сожалению, в прошлом ему это часто удавалось, что мы и видели на библейских примерах: Иуда Искариот, Димас, Именей, Александр. Печально, что сатане удается это и сегодня. Его атаки направлены особенно на тех, кто перешел от тьмы к свету, из смерти в жизнь, кто получил прощение и избавление, запечатлен Духом Святым, кто присоединился к Церкви Христовой, стал по благодати сыном Божьим и наследником жизни вечной. Дьявол увлекает прелестями мира, возбуждает похоть плоти, предлагает наслаждения, благосостояние, богатство, авторитет и т. п. Многие впадают в эти искушения, открывая сердце и чувства прелестям мира, и тем самым все больше затворяют свое сердце для небесных благ и духовного благословения. Кто, искусившись, не покается и будет жить подобной жизнью, тот, как уже было сказано, начнет пренебрегать небесным наследством, отвергать его и расточать
Хочется также заметить, что дитя Божье может отпасть от благодати, избрав один из путей - вернуться в мир, о чем мы говорили выше, или же стараясь заслужить жизнь вечную добрыми делами.
Получив спасение, искупление, примирение и рождение свыше по благодати, без всяких заслуг со своей стороны, дитя Божье может начать жить по плоти и по закону. А плоть учит, что вечную жизнь можно заслужить самому - частыми и длинными молитвами, свидетельством, раздачей трактатов и т. п. Но кто старается своими усилиями добавить что-либо к спасению, дарованному ему Иисусом, тот лишает себя спасающей благодати и попадает под проклятие.
Так случилось с галатами. Они соблазнились "убедительными словами человеческой мудрости" и стали наблюдать дни, месяцы, времена, годы, возвращаясь к закону и обрезанию. Апостол Павел говорил им: "Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати..." (Гал.5:4). Они оказались в том же положении, далеком от Бога, что и блудный сын, но не потому, что оставили наследство и оправдание, дарованное им по благодати, а потому, что пошли совершенно другим путем, желая заслужить спасение своим трудом. Этим самым они лишились жизни вечной. И все же для них еще была надежда. Апостол Павел писал им: "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Гал.4:19).
Итак, христиане-галатийцы должны были вернуться в "дом Отца", к оправданию по благодати, покаяться в своем заблуждении и вновь вступить в дарованное наследство.
Благодаря любви, праведности, святости и мудрости Божьей, на небе будут только добровольцы, которые приняли любовь Божью (Рим.3:24,28; 4:5; 5:1), пребывают в ней (Гал.5:1; Откр.3:11) и претворяют ее в жизнь (Иоан.14:15; 15:10). По этой причине Слово Божье и предупреждает нас не любить ни мира, ни того, что в мире, и не прибегать к делам закона.
Библия вновь и вновь увещает нас держаться полученного духовного наследства и пребывать во Христе и Слове Его. Кто прислушивается к этим святым предупреждениям, повинуется им и живет жизнью освящения, тот испытает верность и могущество нашего Господа, поддерживающего и охраняющего нас.
Рожденному свыше, духовно живому христианину нет необходимости страшиться и непрестанно задавать себе вопрос: приду ли я к цели или когда-нибудь отпаду? Возможность уклониться и отпасть реальна, но ты всегда помни, что Господь Иисус искупил тебя Своей драгоценной Кровью не для того, чтобы ты продолжал служить греху и миру. Он освободил тебя от рабства греха, и твоя задача теперь - жить для Него, пребывать в Нем!
Дорогой брат, дорогая сестра, продолжай свой путь уверенно, крепко держись своего Спасителя, пока не придешь к жемчужным воротам Небесного Иерусалима! Ожидая нашего Господа, ежедневно утешайся и укрепляйся Словом Его.
"Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи греки покрыты! Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!" (Пс.31:1-2).
"Избавит Господь душу рабов Своих, и никто из уповающих на Него не погибнет" (Пс.33:23).
"Горы сдвинутся, и холмы поколеблются; а милость Моя не отступит от тебя, и завет мира Моего не поколеблется, говорит милующий тебя Господь" (Ис.54:10).
"Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа... Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева" (Рим.5:1,8-9).
"Будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать (его) даже до дня Иисуса Христа" (Фил.1:6).
"Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день" (2Тим.1:12).
Можно привести еще множество мест, ясно говорящих о совершенной жертве Христа, с абсолютной гарантией заверяющих, что Он силен сохранить нас без пятна и порока до Своего пришествия, до вознесения на небо, где мы всегда будем с Ним!
Да, опасность отпадения существует, но нам, пребывающим в благодати Божьей, не нужно страшиться. Господь силен сохранить нас! И я радуюсь со всеми истинными детьми Божьими этому великому свидетельству веры и надежды: "Мы же не из колеблющихся на погибель, но стоим в вере ко спасению души" (Евр.10:39).
Дорогой читатель, если ты не поколеблешься, но верой пребудешь в Иисусе Христе и в Слове Его, ты будешь побеждающим, а таким Господь говорит: "Побеждающий облечется в белые одежды; и не изглажу имени его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его" (Откр.3:5).