ИСЛАМ

Дин К. Халверзон

 

ИСЛАМ СРЕДИ НАРОДОВ МИРА

Мусульмане составляют примерно 20% населения земного шара. Это вторая по величине мировая религия, уступающая только христианству.

Мусульмане (последователи ислама) живут преимущественно в Северной Африке, Центральной и Южной Азии, Индонезии и на Ближнем Востоке.

Хотя ислам зародился в Саудовской Аравии, количество мусульман-неарабов в наши дни превышает количество мусульман-арабов почти в три раза. Кроме того, четыре страны с наибольшей долей мусульманского населения находятся за пределами Ближнего Востока: Индонезия — 166 миллионов (88% населения), Пакистан — 111 миллионов (97% населения), Бангладеш — 97 миллионов (85% населения), Индия — 93 миллиона (11% населения).

Примерно одна пятая часть из более чем 530 000 зарубежных студентов приезжают в Соединенные Штаты из 40 исламских стран. В большинстве этих стран доля христиан среди населения крайне мала (0-2%). Кроме того, правительства этих стран либо закрыли свои границы для миссионеров, либо объявили проповедь христианства вне закона, либо сделали и то и другое.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА

В 570 г. н. э. в арабском племени курайш родился Мухаммед. Курайшиты пользовались большим влиянием, поскольку им принадлежал город Мекка. Мекка имела экономически выгодное положение, поскольку была удобным местом отдыха для торговых караванов. Кроме того, Мекка была и религиозным центром, поскольку там находится Кааба.

Кааба — это постройка кубической формы, в которой во времена Мухаммеда находились 360 божеств. У каждого арабского племени было собственное божество, и каждый год племена приходили в Мекку, чтобы им поклониться.

Среди тех, кто вел духовную жизнь, существовал обычай раз в году удаляться в уединенное место. В течение ряда лет Мухаммед уединялся в пещере на горе Хира. В 610 году, в возрасте 40 лет, Мухаммед получил первое откровение от ангела Джабраила. Это послужило началом целой серии откровений, которые впоследствии были собраны воедино в священном писании мусульман, Коране, что в переводе означает «чтение».

Говорят, что сперва Мухаммед сомневался в происхождении этих новых откровений. Он думал, что им овладели джинны или демоны. Однако жена Мухаммеда, Хадиджа, убедила мужа, что его видения исходят от Бога, и поддержала его в намерении проповедовать полученные знания.

По мере того, как проповедническая деятельность Мухаммеда ширилась, вожди его родного племени стали требîвать, чтобы он воздержался от призывов к абсолютному единобожию. Они считали, что это учение угрожает их политеистической религии, а также экономическому благоденствию, поскольку паломничество других племен в Каабу давало племени курайш немалую материальную выгоду. Однако Мухаммед отказался прекратить свои проповеди, и ряды его сторонников быстро пополнялись.

Мухаммед продолжал осуждать многобожие в своих проповедях, и гонения на сторонников новой религии усилились. В конце концов, примерно 100 мусульманским семьям пришлось бежать в город Ясриб (теперь Медина), который находился в 320 километрах к северу от Мекки.

Вскоре Мухаммед последовал за этими семьями, в 622 году покинув Мекку. Сегодня мусульмане считают год бегства Мухаммеда в Ясриб началом мусульманского календаря. Это событие известно под названием Хиджры (араб. «переселение», «уход»).

Проведя нескольких удачных военных операций против Мекки и заключив договор с племенем курайш, в 630 году Мухаммед и его армия практически без боя захватили Мекку. Вступив в город, Мухаммед своими руками уничтожил идолов в Каабе. Спустя год после того, как Мекка сдалась Мухаммеду, он сумел объединить под знаменем ислама все племена Аравийского полуострова.

8 июня 632 года Мухаммед умер.

ВЕТВИ ИСЛАМА

В исламе существует две основных группы: сунниты и шииты — некогда разделившиеся во взглядах на то, кто должен считаться первым калифом, т.е наследником Мухаммеда, поскольку Мухаммед не успел перед смертью назначить преемника. Сунниты настаивали на том, что наследника Мухаммеда должна избирать община. Шииты же считали, что наследник должен состоять в кровном родстве с Мухаммедом, следовательно преемником Мухаммеда должен был стать его двоюродный брат и зять Али. Верх в споре одержали сунниты.

В настоящее время сунниты составляют 80% всех мусульман и расходятся с шиитами во взглядах на многие вопросы, помимо разногласий о первопреемнике Мухаммеда.

Например, сунниты и шииты не согласны друг с другом в том, что следует считать писанием. Сунниты подчеркивают авторитет письменных традиций, к которым относится не только Коран, но и сунна («обычай», от этого слова и произошло название суннитов). Сунна включает в себя хадисы, рассказы о поведении и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников. Сунна говорит многое, о чем умалчивает Коран. Сунниты также руководствуются принципами, совместно разработанными в свое время старейшинами, или богословами (улемами), которые основывали свои решения на Коране, сунне и более поздних источниках.

Шииты, со своей стороны, больше опираются на авторитет, чем на единодушие старейшин. Иранский аятолла Хомейни, например, был шиитом. С самого начала шииты верили, что Бог говорит через имама, мусульманский эквивалент Папы Римского. Однако в девятом веке двенадцатый имам исчез, и источником авторитета стали улемы, которые считали себя коллективным представителем скрытого имама. Шииты ожидают возвращения двенадцатого имама, которого называют Махди, так же, как христиане ждут возâращения Христа.

Еще одно различие между двумя направлениями заключается в том, что сунниты убеждены в необходимости разделения светской и религиозной власти, тогда как шииты настаивают, что и религиозная, и политическая власть должна принадлежать религиозным лидерам.

Суфизм — это третье, мистическое крыло ислама. Цель суфиев — отречься от мирских привязанностей, видеть во всем только Бога и достичь слияния с бесконечным Существом Бога.

Кроме того, существует еще несколько более мелких мусульманских групп: ваххабиты (Саудовская Аравия), друзы (Ливан, Сирия и Северный Израиль), алавиты (Сèрия) и ахмадия (Пакистан). Наконец, ислам сыграл важную роль в появлении двух религий: сикхизма и бахаизма.

ВЕРОУЧЕНИЕ И ПРЕДПИСАНИЯ ИСЛАМА

Термин «ислам» означает «подчинение» (воле Бога), а того, кто подчиняется, называют «муслим» (отсюда «мусульманин»). Религию ислама можно разделить на вероучение (иман) и предписания (дин).

Основные учения ислама состоят в следующем:

Ислам предписывает мусульманину следующие обязанности:

Сравнение ислама и христианства

  ИСЛАМ ХРИСТИАНСТВО
БОГ
Абсолютное единство. Никаких сотрудников Богу приписывать нельзя.
Составное или сложное единство — одна сущность, три личности.
ЧЕЛОВЕК
Хороший по природе.
Грешный по природе.
ГРЕХ
Грех рассматривается как отказ от Божиего руководства. Может быть прощен через покаяние. Никакого искупления не требуется.
Грех — серьезная проблема, поскольку он является причиной духîвной смерти (Римлянам 6:23; Ефесянам 2:1). Кроме того, в грехе проявляется наше неповиновение святому Богу, что влечет за собой отчуждение от Него. Для восстановления наших отношений с Богом необходимо искупление.
СПАСЕНИЕ
Для спасения требуется, чтобы добрые дела человека перевесили его плохие дела. Таким образом, спасение основывается на человеческих делах.
Для спасения необходимо быть таким же святым, как Бог (Матфея 5:48). Таким образом, спасение возможно только как дар, основанный на благодати Бога и искуплении, совершенном Иисусом Христом, и его можно получить только через веру. Заработать спасение нельзя.
ИИСУС
Один из главных пророков. Приравнивать Иисуса к Богу (например, называя Его Сыном Божиим) — богохульство. Мусульмане верят в непорочное зачатие Христа и в Его чудеса.
Единственный Сын Божий. Иоанн писал: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1-е Иоанна 2:22).
СМЕРТЬ ИИСУСА
По исламскому преданию, Иисус не умирал на кресте. Он вознесся на небеса, а вместо Него умер Иуда. Мусульмане считают неуважительным верить, что Бог мог позволить одному из Своих пророков, к тому же одному из наиболее почитаемых, умереть на кресте.
Иисус умер физической смертью, отдав свою жизнь в искупление за наши грехи. Три дня спустя Он воскрес из мертвых в физическом, но уже бессмертном теле и явился нескольким сотням свидетелей (1-е Коринфянам 15). Бог затем и послал Иисуса в мир, чтобы Он был распят и умер за наши грехи (Матфея 20:28; Иоанна 3:16; Римлянам 8:3; 2-е Коринфянам 5:21; 1-е Петра 1:19-20). Иисус добровольно отдал Свою жизнь за нас (Иоанна 6:51; 10:11-17). И это было не бесчестием, но высочайшим возвышением (Деяния 2:29-33; 5:30-31; Филиппийцам 2:8-11).
БИБЛИЯ
Искажена. Упразднена с появлением Корана.
Достоверна. Богодухновенна. Высший авторитет во всех вопросах веры и истины.

 

ПРАВИЛА БЛАГОВЕСТИЯ МУСУЛЬМАНАМ

Что нужно делать:

Чего делать нельзя:

 

О БОГЕ

Многие люди полагают, что Бог Корана и Бог Библии — один и тот же Бог. Верно ли такое предположение? Давайте сравним библейское и кораническое представление о Боге.

Бог Корана и Бог Библии

СХОДСТВА

РАЗЛИЧИЯ

КАК ОТВЕЧАТЬ НА РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВОЗРАЖЕНИЯ МУСУЛЬМАН

1. «Библия была искажена»

Мусульман учат, что древние тексты Библии были искажены евреями и христианами. Это известно как учение о тахриф или переделках.

Это учение мусульмане основывают на следующих отрывках:

Однако эти отрывки из Корана говорят об ошибках в толковании писания и о том, что за писание выдаются человеческие творения, но здесь нет ни слова об искажении самих библейских манускриптов (Parrinder, G. Jesus in the Qur'an, 1965, p. 147).

Примечательно, что сам Коран считает предшествующие ему откровения, входящие в «писание», подлинными и авторитетными откровениями Бога (Сура 2:136; 4:163). Коран призывает иудеев и христиан «установить прямо Тору, Евангелие и то, что низведено им от Господа» (Сура 5:68). Коран ссылается на Тору и Евангелие в подтверждение того, что Мухаммед был пророком (Сура 7:157), и призывает всех сомневающихся в учении Мухаммеда, «спросить тех, которые читают Писание до тебя» (Сура 10:94). Коран убеждает людей доверять прежним писаниям (Сура 4:136).

Было бы явной непоследовательностью, если бы Коран советовал людям обращаться к предшествующим священным текстам и верить им, и тут же учил, что эти тексты искажены и, следовательно, недостоверны.

Учитывая то, как часто Коран признает предшествующие ему Писания Божиим откровением, все утверждения мусульман, что эти тексты были искажены иудеями и христианами, теряют смысл перед лицом учения Корана: «Нет изменителя словам Его» (Сура 6:115; см. тж. 6:34; 10:64). Зная об этих словах Корана, готовы ли мусульмане признать, что учение о тахриф, по сути дела, ставит под сомнение способность Бога защитить Свои откровения от переделок? Разве такое сомнение не оскорбляет Бога?

Объясните также, что подобное искажение библейских текстов просто нереально. Для того, чтобы совершить подобный «подвиг», все мировое сообщество иудеев должно было бы согласиться с изменениями в тексте, внесенными относительно малозначительной и удаленной еврейской общиной из города Медина. Кроме того, христиане всего мира, которые также обладали Торой, должны были бы принять внесенные евреями изменения, хотя в то время они не могли даже между собой придти к согласию в некоторых вопросах учения.

Кроме того, имеющиеся в нашем распоряжении манускрипты не свидетельствуют об искажении текста. Что касается достоверности Ветхого Завета, то свитки Мертвого моря, которые датируются 100 г. до Р. Х., поразительным образом подтверждают точность Масоретского текста, который датируется 900 г. н. э. (Geisler N., Nix W. A General Introduction to the Bible, 1986, pp. 405, 408). Эти даты очень важны, поскольку они свидетельствуют, что манускрипты, составленные уже после появления мусульманского учения о тахриф, идентичны манускриптам, существовавшим задолго до рождения Мухаммеда.

Что же касается достоверности Нового Завета, то исследователи Библии обнаружили 3157 греческих рукописей, которые содержат либо отрывки из Нового Завета, либо весь его целиком; датировка этих рукописей восходит ко второму веку н. э. (Geisler and Nix, p. 466). Девяносто пять процентов различий между этими документами составляют обыкновенные ошибки и описки: пропущенная по ошибке буква и т.п. В ответ на доводы мусульман, что эти разночтения значительно исказили христианское учение, следует сказать, что ни одно христианское учение не основывается исключительно на этих спорных моментах и не зависит от их достоверности (Bruce F.F. The New Testament Documents: Are They Reliable?, 1978, p. 20; Geisler and Nix, p. 474).

2. Учение о Троице

В свете своих представлений о грехе ишрак (вера в то, что у Бога есть сотрудники) мусульмане выдвигают несколько возражений по поводу учения о Троице.

Возражение № 1: «Христиане поклоняются трем богам». Ответить на это возражение можно несколькими способами. Во-первых, выразите полное согласие со своим собеседником в том, что есть только один Бог. Почитайте вместе с ним те отрывки из Библии, которые говорят о том же (Второзаконие 6:4; Марка 12:29-32; 1-е Коринфянам 8:4).

Во-вторых, укажите на то, что под словом «один» Библия подразумевает составное, или сложное единство. Иначе говоря, слово «один» в Библии нередко означает множество в единстве (Бытие 2:24; Исход 24:3; Судей 20:1, 8, 11; Римлянам 12:5).

В-третьих, поясните, что нет ничего удивительного в том, что мы, Божии творения, не в силах полностью понять природу нашего Творца. Трудность понимания и объяснения понятия Троицы, по сути, свидетельствует в пользу ее божественного происхождения. Едва ли такое понятие могли выдумать люди.

Один из сотрудников организации International Students, Inc., поясняет этот момент на примере воображаемой страны Флэтландии. Флэтландия — это двухмерное пространство, в котором живут мистер и миссис Флэт. Им было бы так же трудно понять нас и наш трехмерный мир, как нам — понять природу Бога, Который существует в нескольких измерениях, помимо наших трех.

В-четвертых, поясните, что Троица — это Отец, Сын и Святой Дух. Некоторые мусульмане полагают, что Троица состоит из Бога, Иисуса и Марии на основании слов Корана:

В-пятых, рассмотрите со своим другом библейские свидетельства триединства Бога. В Библии Богом называется Отец (Матфея 11:25; Иоанна 6:27; 8:54; Ефесянам 4:6), Иисус (Луки 5:17-26; Иоанна 1:1; 20:28) и Святой Дух (Деяния 5:3-4). И хотя каждый из Них именуется Богом, Библия говорит не о трех Богах, а о Боге, едином в трех Лицах: «...крестя их во имя [ед. число] Отца и Сына и Святого Духаѕ» (Матфея 28:19).

Кроме того, и Отцу, и Сыну, и Святому Духу Библия приписывает качества, присущие только Богу. Например, каждая ипостась Троицы существовала прежде сотворения мира и участвовала в творении (Отец: Псалтирь 145: 5-6, Марка 13:19, Деяния 4:24; Иисус: Иоанна 1:1-3, 14, 1-е Коринфянам 8:6, Колоссянам 1:16-17; Святой Дух: Бытие 1:1-3).

Более того, каждая ипостась Троицы вездесуща, то есть одновременно может присутствовать везде (Бог: Иеремия 23:24, Деяния 17:24-25; Иисус: Матфея 18:20, 28:20, Ефесянам 1:23; Святой Дух: Псалтирь 138:7-8).

Возражение № 2: «У Бога нет сыновей». Второе возражение, возникающее в связи с учением о Троице, связано с тем, что христиане называют Иисуса Сыном Божиим. Когда мусульмане слышат выражение «Сын Божий», они понимают его в том смысле, что Бог вступил в интимные отношения с женщиной, чтобы зачать Сына. Коран говорит: «Это — Иса, сын Марйам, по слову истины, о котором они спорят. Не подобает Аллаху, хвала Ему, рождать детей!» (Сура 19:34-35).

В арабском языке понятие «чей-то сын» можно выразить двумя словами: валад и ибн. Валад всегда обозначает сына, появившегося в результате совокупления мужчины и женщины. Мы, христиане, согласны с тем, что Иисус не был валаддуллах, т.е. «сыном Бога» в таком смысле. Библия говорит, что Иисус родился от девственницы Марии (Матфея 1:23; Луки 1:34). Более того, даже в самом Коране не отрицается непорочное зачатие Иисуса (Сура 3:47).

В отличие от валад, слово ибн может быть использовано в переносном смысле. Так, например, сами арабы называют странника ибнуссабил — «сын дороги» (Fellowship of Faith for Muslims. Questions Muslims Ask, p. 6). Oни явно не подразумевают тем самым, что некто имел интимные отношения с дорогой. Именно в этом, более широком, метафорическом смысле Иисус является Сыном Божиим.

Когда Иисус называл Бога Своим Отцом, а Самого Себя — Сыном (Матфея 11:27; Иоанна 5;17, 22-23), Он имел в виду вовсе не Свое физическое рождение. Таким образом Он говорил о Своих особых взаимоотношениях с Богом, о Своем равенстве с Богом по природе и положению. Быть чьим-то сыном — значит обладать одинаковыми с ним положением и качествами.

Во времена Иисуса иудеи понимали Его слова о том, что Он — Сын Божий, именно таким образом: «...но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Иоанна 5:18). В другом случае Иисус сказал: «Я и Отец — одно» (Иоанна 10:30). Услышав такое заявлением, иудеи схватили камни, чтобы убить Иисуса «за богохульство и за то, что Ты, будучи человек, делаешь Себя Богом» (Иоанна 10:33).

Один иранский христианин сказал, что он решает проблему, называя Иисуса «духовным сыном Бога». Это не значит, что мы можем отрицать человеческую природу Иисуса, однако такая формулировка, возможно, будет менее оскорбительной для мусульманина.

Вы можете также задать своему другу вопрос: «Разве ты не ограничиваешь возможности Бога, когда говоришь, что Бог не может принять образ человека? Неужели ты думаешь, что для Бога есть что-то невозможное? Вспомни, как ангел объявил Марии, что "у Бога не останется бессильным никакое слово" (Луки 1:37)».

Эта проблема затрагивает и вопрос о том, мог ли Бог найти лучший способ для общения с людьми. Представьте себе, что во время войны во Вьетнаме некая семья была разобщена. Отца принудили остаться во Вьетнаме, в то время как мать с двумя сыновьями сумела уехать в Соединенные Штаты. В течение семнадцати лет они общались друг с другом лишь посредством писем и фотографий. Отец мог только издалека смотреть, как растут его сыновья. Но, в конце концов, правительства США и Вьетнама заключили соглашение, в соответствии с которым отец смог поехать в Штаты и встретиться со своей семьей. Но что если бы этот человек вдруг заявил: «Я не вижу особой нужды видеться с вами. Семнадцать лет мне вполне хватало ваших писем и фотографий, думаю, что этого будет достаточно и впредь». Что бы вы подумали о таком отце? А что бы вы подумали о Боге, Который отказался от возможности пообщаться со Своими творениями лично?

Возражение №3: «Учение о Троице противоречит само себе». Мусульмане нередко утверждают, что догмат о Троице противоречит сам себе. В конце концов, как можно быть одним и тремя одновременно?

На это можно сказать, что противоречащее самому себе положение должно одновременно утверждать и отрицать одно и то же. Так ли обстоит дело с учением о Троице? Ответом будет «нет», поскольку учение о Троице утверждает, что Бог един по сущности (существу, природе), но проявляет Себя в трех лицах. Сущность и личность — разные понятия. Бог существует в трех Лицах, и это означает, что в единой сущности Божества извечно существуют три отдельные личности; Бог один, поскольку каждая личность обладает одной и той же Божественной сущностью и другими качествами, присущими только Богу.

Это одновременное различие и тождество видно в Иоанна 1:1: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Предлог «у» указывает на то, что Бог (Отец) и Слово (Сын) — разные личности, между которыми существуют определенные отношения, в то время как выражение «Слово было Бог» указывает на то, что обе личности имеют одну и ту же природу.

Еще один способ разъяснить учение о Троице — показать, как оно отвечает нуждам, которые есть у любого человека, например:

3. Распятие

Мусульмане убеждены, что Бог Корана никогда не предал бы своего любимого пророка позору, разрешив его распять. Один иранский студент сказал: «Разве мы не больше вас почитаем Иисуса, когда отказываемся верить, что Бог позволил Ему умереть в страданиях на кресте? Мы верим, что Бог забрал Его на небо» (Woodberry, J.D. Muslims & Christians on the Emmaus Road, 1989, p. 164). Таким образом, мусульмане отрицают, что Иисус был распят, и полагают, что Он был взят на небо, в то время как кто-то другой (по мнению некоторых — Иуда) занял Его место на кресте.

Ниже приведен текст, на который прежде всего опираются, отрицая распятие.

Однако если внимательно прочесть этот отрывок, то можно заметить, что в нем не отрицается факт распятия Иисуса, этот отрывок отрицает, что иудеи обрекли Иисуса на распятие. Кстати сказать, Иисуса распяли действительно не иудеи, а римляне (Иоанна 18:31).

Но еще важнее то обстоятельство, что, в конечном итоге, на распятие Иисуса обрек Сам Бог (1-е Петра 1:18-20; Римлянам 8:3-4). Даже Коран намекает на этот факт словами:

В свете приведенного выше отрывка полезно будет дать мусульманину прочесть также Исаия 53:4-11, чтобы он понял, почему Бог обрек Иисуса на смерть. После этого подумайте вместе над историей о том, как Бог приказал Аврааму принести в жертву собственного сына, — она записана в Суре 37:101-107 (о ком идет речь в этом отрывке неясно, однако мусульмане считают, что сыном был Исмаил):

По поводу этого отрывка мусульманину можно задать три вопроса:

Помня прочитанный ранее отрывок из Корана и эти три вопроса, прочтите, что говорил о Своей миссии Иисус: «...Сын Человеческий [Иисус] не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28). Великая жертва — это Иисус, и послал Его Бог (Иоанна 3:16).

Oдин бывший мусульманин, долго не желавший поверить в распятие Иисуса, сказал, что он изменил свое мнение после того, как увидел, что Иисус «снова и снова упоминал и предсказывал Свою смерть, и это случилось — это действительно случилось». Поэтому полезно показать вашему другу стихи, в которых Иисус предсказывает Свою смерть. (Матфея 12:39-40; 16:4, 21; 17:22-23; 20:17-19; 26:2; Марка 8:31; 9:31; 10:33-34; Луки 9:22, 44; Иоанна 10:11, 17-18; 12:32-33).

Вместо того, чтобы считать распятие Христа бесчестием, мусульманин должен не только понять, что оно принесло Христу величайшую честь, но и увидеть в нем суть того, что значит быть мусульманином. Каким образом? Смотрите:

Слово «ислам» означает «послушание, подчинение». Именно послушание Богу и проявлял Иисус на всем Своем пути к Кресту! Мусульмане должны почитать его за такое послушание!

Что же касается вопроса о позоре, на который Бог обрек одного из Своих любимых пророков, то в этом стихе ясно сказано: именно из-за послушания Христа Бог превознес Его наивысшим образом (см. тж. Деяния 2:29-33; 5:30-31). И кто же все-таки проявляет неуважение: те, кто говорит, что Бог мог пойти на обман, подменив Иисуса двойником, или те, кто говорит, что Бог смог воскресить Своего Пророка из мертвых и тем самым избавить от греха все человечество?

Наконец, мы должны посмотреть на Крест не столько с богословских, сколько с личных позиций: что значит смерть Иисуса лично для вас? Мусульманину нужно показать разницу между ненадежностью попыток спастись через исполнение закона и надежностью спасения, которое мы получаем, принимая Божию благодать верой в Иисуса Христа.

 

Copyright © 1996 International Students, Inc.
Copyright © 2000 Dean Halverson

Originally published in English as a part of The Compact Guide to World Religions by Bethany House Publishers, 11300 Hampshire Avenue South, Minneapolis, Minnesota, 55438 USA. All rights reserved.

 

© 2003 Центр апологетических исследований