Царство культов: время встать за Истину

Уолтер Мартин

 

 

Век, который дал нам Иисуса Христа, был щедр на религии — начиная от грубого анимизма и эротических культов большей части мира до римского пантеона богов и мистических культов Греции. Чтобы осознать, каким множеством богов и богинь, не считая философских и этических систем, были заполнены горизонты той эпохи, достаточно прочитать книгу Джиббона «Закат и падение Римской империи» (Decline and Fall of the Roman Empire). Иудаизм сам отказался возвещать людям единого Бога, задавленный железной  рукой  непристойности  римских язычников.  Слово  Божие  толковали и перетолковывали  в  исследованиях  и комментариях раввинов так, что наш Господь вынужден был сказать религиозным лидерам: «Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего? Вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Мф. 15:3,6).

В этот водоворот никчемной человеческой философии и извращённого Откровения вошёл Сын Божий, Который Своим учением и примером показал, что есть и небесная гуманность, а Своей удивительной властью, мученической смертью и телесным воскресением разрушил лабиринт земных страхов и сомнений, вознесшийся на небеса, чтобы взять людей к Себе. Кто-то мудро заметил, что люди могут отвергать Иисуса Христа и Библию как Слово Божие, противостоять, бросать вызов, но они не могут изменить основной смысл Святого Писания, где сказано, как Бог заботится о заблудших душах Своих детей, как Он любит нас, что ради нашего спасения отдал Своего единственного Сына, чтобы мы ожили в Нём.

Наш Господь не только провозглашал это Евангелие Божьей благодати, но предрекал испытания и страдания, которые будут поджидать Его последователей как в Церкви, так и вне её. И одним из жесточайших испытаний, учил наш Господь, будут лжепророки и лжехристы, которые придут, прикрываясь Его именем, и многих обманут (Мф. 24:5). Христос был так обеспокоен этим, что однажды провозгласил: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные: по плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые: не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые. Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак по плодам их узнаете их. Не всякий говорящий Мне: “Господи! Господи!” войдёт в  Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут мне в тот день: “Господи! Господи! Не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И не Твоим ли именем многие чудеса творили?” И тогда Я объявлю им: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня делающие беззаконие”» (Мф. 7:15-23).

Христос указал, что придут лжепророки. Сын Божий не сомневался, что так будет, и история ересей первых пяти веков христианской церкви доказывает правоту Его предсказания. Далее Христос учит, что плоды лжепророков будут налицо и Церковь легко сможет обнаружить их. Давайте не будем забывать, что плодами худого дерева может быть не только плохое поведение, но  и учение.  Человек  может вполне соответствовать принятым стандартам, но если он отворачивается от Иисуса Христа как Господа и Спасителя, если отвергает Его, плоды Его испорчены, а сам он лжец. Апостол Иоанн понимал это, когда писал: «Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши» (1 Ин.  2:19).

Библия, кроме того, говорит о лжепророках, лжехристах, лжеапостолах. «Лукавые делатели принимают вид Апостолов Христовых. И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды; но конец их будет по делам их» (2 Кор. 11:13-15).

Значит, не можем мы принять какое-либо ошибочное учение, противное Господу и апостолам. Мы должны, как говорит апостол Павел, «отвращаться от зла, прилепляться к добру» (Рим. 12:9). В свете учения Павла автору чрезвычайно тяжело понять, как возможно прилепляться к добру, не отвергая зла.

Значит, библейское учение в отношении ко лжеучителям и лжеучениям таково, что мы должны сочувствовать и любить всех, кого увлекли лжепророки, но яростно противостоять их учениям, и наша первоочередная задача — завоевать душу, а не выиграть спор. Нельзя забывать, что культисты являются теми душами, за которые умер Иисус Христос, ибо «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2).

Сегодня земное царство культов овладевает миром, количество людей, принадлежащих ему, измеряется миллионами. Только в Соединённых Штатах миллионы человек состоят в культовых сектах. Христианская церковь почти не пыталась ни проповедовать среди культистов, ни опровергать их, хотя для оптимизма ещё есть достаточно оснований.

Перед нами стоит одна и та же проблема, которая со временем становится всё острее: царство культов растёт, и если вспомнить, что количественный рост мормонов в Соединённых Штатах превосходит рост всех протестантских общин и Римской католической церкви вместе взятых, то проблема вырисовывается более чем наглядно.

Ни один культист на свете не сможет смутить, сбить с толку или победить в споре христианина, досконально знающего Писание и богословские доктрины. Культы процветают там, где господствует незнание Писания, но они бессильны поколебать в вере и прельстить своим авторитетом христиан, хорошо подкованных в области основных учений Библии, Слова Божия. Верующие не должны пренебрегать этим нерушимым богословским фундаментом христианства, а пасторы — думать, будто среднему верующему достаточно лишь понаслышке ознакомиться с ним.

Противоядием от отравы культизма может служить лишь твёрдая теоретическая база, поэтому нужно заботиться о том, как выработать у христиан иммунитет против учений культов.

Христиане должны осознать, что изучение церковных доктрин — не предписание бездушных ортодоксов. Полное понимание теории, близкое с ней знакомство — грандиозные столпы истины, на которых зиждется вера. Именно близкое знакомство  с учением отличает великих служителей и выдающихся миссионеров, провозглашающих Благую весть.

Благовестие среди культистов — важнейшая задача христианской церкви, к которой причастен каждый верующий как часть Тела Христова. Пока христиане не поймут этого и, наставляемые и ободряемые своими пасторами и учителями не начнут сообщать и провозглашать каждому человеку в этом потерянном мире весть о Любви Господней, миссионерство культистов останется одним из величайших бедствий христианской церкви наших дней. Чудесно, что мы организуем иностранные миссии и распространяем свет Слова Господня по земному шару, но сколько у нас ещё не сделано рядом, среди ближних, где положение столь же угрожающее, сколько и благословенное. Культы бросают вызов и засевают миссионерскую ниву прямо за нашим порогом.

В завершение нашего разговора замечу, что путь к исцелению нелёгок, полон конфликтов и проблем, но если пойти по нему, желая не только донести до людей весть об искупительной благодати, но и защитить от нападок Евангелие её Спасителя, мы достигнем цели, спасая тех, кого мы обратим из культов, отговорим от вступления в них, утвердим в вере христианской церкви. Давайте отправимся в долгий путь, чтобы наверстать упущенное. Час пробил.

____________________________________

26 июня 1989 года Господь призвал к Себе человека, одним из первых осознавшего опасность, которую представляет собой земное царство культов, и всецело посвятившего жизнь тому, чтобы «подвизаться за веру, раз и навсегда преданную святым» (Иуда 1:3).

Имя этого человека — Уолтер Мартин. Созданный им в 1960 году Институт Христианских Исследований (Christian Research Institute) сегодня является крупнейшей организацией, занимающейся  христианской апологетикой.

В августе 1993 года этот Институт совместно с рядом других таких же служений создал в Санкт-Петербурге Центр апологетических исследований, целью которого является проповедь и защита христианского Евангелия в нашей части света.