МОРМОНЫ: христиане ли они?

 

Можно ли назвать учение мормонов христианским? Этот вопрос может поставить в тупик как многих мормонов, так и некоторых христиан. Мормоны заметят, что в число четырех книг, которые они признают священными, входит и Библия, и что вера в Иисуса Христа является основой их веры, о чем свидетельствует их официальное название: Церковь Иисуса Христа Святых последних дней (СПД).

Более того, многие христиане слышали, как Храмовый хор мормонов исполняет христианские гимны, и находятся под благоприятным впечатлением от стремления мормонов к высоким стандартам морали и крепкой семье. Разве из этого не следует, что мормоны — христиане?

Для того, чтобы честно и правильно ответить на этот вопрос, мы должны тщательно сопоставить основные учения религии мормонов с основными учениями исторического, библейского христианства. При определении позиции мормонов мы опирались на ряд наиболее известных догматических трудов мормонов, в том числе на книгу «Основы евангелия», выпущенную в 1981 году на русском языке Корпорацией Президента Церкви Иисуса Христа Святых Последних Дней.

В отличие от них, церковь мормонов учит, что существует множество богов, и что люди могут стать богами и богинями в Целестиальном Царстве (History of the Church, vol. 6, p. 306; Teachings of Spencer W. Kimball, pp.. 28, 51-53). Кроме того, она учит, что у людей, ставших богами, будут собственные духовные дети, которые будут им поклоняться и молиться точно так же, как мы поклоняемся и молимся Богу-Отцу («Основы евангелия», стр. 325).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Бог-Отец однажды был смертным человеком, таким же как и мы, стал Богом, пройдя определенный путь развития, и сейчас обладает телом из плоти и костей («Бог сам был некогда таким, как мы сейчас, и является возвышенным человеком, и восседает на троне там, на небесах!» — из сборника Teachings of the Prophet Joseph Smith, составленного Иосифом Филдингом Смитом, стр. 345-347; см. также знаменитые слова Лоренцо Сноу: «Таким, как человек, Бог когда-то был; таким, как Бог, человек может стать»; Учение и Заветы 130:22; Articles of Faith Джеймса Тэлмеджа, p. 430; см. также Mormon Doctrine Брюса МакКонки, pp. 321, 589; статья «The Restoration of Major Doctrines Through Joseph Smith», журнал The Ensign, January 1989, p. 28). Церковь мормонов учит, что у самого Бога есть отец, дед и так далее, до бесконечности (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 373; Mormon Doctrine, p. 577).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Иисус Христос — просто наш старший брат, ставший богом, который сперва был духовным ребенком, родившимся у Отца и небесной матери, а затем был физически зачат Отцом от земной матери (статья «The Restoration of Major Doctrines Through Joseph Smith», The Ensign, January 1989, pp. 28-29; Come Unto Christ Эзры Тафта Бенсона, p. 4). Учение мормонов утверждает, что Иисус и Люцифер — братья («Основы евангелия», стр. 15-16; Mormon Doctrine, pp. 192, 546-547, 589-590, 742; Gospel Through the Ages Мильтона Р. Хантера, p. 5).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Святой Дух — это дух в форме человека, и повсюду может распространяться лишь его влияние («Основы евангелия», стр. 36; Doctrines of Salvation Иосифа Филдинга Смита, vol. 1, pp. 38, 49-50).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Отец, Сын и Святой Дух — три разных Бога (Teachings of the Prophet Joseph Smith, p. 370; Mormon Doctrine, pp. 576, 577).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что грех Адама был «необходимым шагом в жизненном плане и великим благословением для всего человечества» («Основы евангелия», стр. 33; Doctrines of Salvation, vol. 1, pp. 114,115; 2 Нефий 2:25; статья «Beauty for Ashes», The Ensign, April 1990, p. 9).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что цель освящения сводилась лишь к тому, чтобы дать всему человечеству воскресение и бессмертие (Mormon Doctrine, p. 669; Articles of Faith, pp. 87, 89-91).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что окончательное спасение (или, выражаясь их языком, «возвышение») достигается исполнением различных заповедей и таинств СПД. Добрые дела — условие спасения («возвышения») («Основы евангелия», стр. 291, 292; Mormon Doctrine, pp. 339, 671; третья статья Символа Веры; «Comparing LDS Beliefs With First Century Christianity», The Ensign, March 1988, p.10).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что Библия была искажена, что в ней не хватает многих «ясных и драгоценных частей», и она не содержит всю полноту Евангелия (Doctrines of Salvation, vol. 3, pp.190, 191; 1 Нефий 13:26-29).

В отличие от них, церковь мормонов учит, что в Церкви, основанной Иисусом Христом, произошло великое и окончательное отступление от истины, и это состояние отступничества «по-прежнему процветает во всех людях, за исключением тех, кто пришел к познанию восстановленного евангелия» церкви мормонов (Mormon Doctrine, p. 44; «Основы евангелия», стр. 111-112; Doctrines of Salvation, vol. 3, pp. 265-326).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выделенные пункты, составляют то общее Евангелие, в которое на протяжении многих столетий верили все христиане, к какой бы деноминации они себя не относили. С другой стороны, некоторые религии, такие как мормонизм, называют себя христианскими по вере и образу жизни, однако признают Писанием какие-то книги помимо Библии, проповедуют учения, которые противоречат Библии и придерживаются взглядов, совершенно чуждых учению Иисуса. Большинство этих религий возникло в течение последних 200 лет (Христианская Наука, Свидетели Иеговы, мормоны и др.), они-то как раз и представляют собой отступление от истины.

Мормоны взяли из исторического христианства многие важные библейские понятия и этические нормы. Однако изложенные выше моменты — лишь примеры многочисленных фундаментальных и непримиримых разногласий исторического, библейского христианства и учения мормонов. Хотя эти разногласия не могут нам помешать быть дружелюбными по отношению к мормонам, мы все же не можем считать их братьями и сестрами во Христе. Библия настойчиво предупреждает нас о лжепророках, которые будут проповедовать «иное евангелие», говорящее об «ином Иисусе» при засвидетельствовании силой «иного духа» (2 Кор. 11:4, 13-15; Гал. 1:6-9). Хотя церковь СПД выдает свой основополагающий документ, Книгу Мормона, за «новые свидетельства об Иисусе Христе», мы верим, что в действительности эта книга свидетельствует о другом Иисусе, и что учение мормонов не является христианским.

Очевидно, что если бы какой-то человек назвал себя мормоном, но при этом отверг все основные догмы мормонизма: что Иосиф Смит был пророком Божьим, что Книга Мормона истинна и богодухновенна, что Бог однажды был человеком и стал Богом через соблюдение законов и таинств церкви СПД, и что церковь мормонов была основана Богом, — мормоны отвергли бы всякие претензии такого человека. Никто не может но праву называть себя мормоном, отвергая основные учения, в которые верят все мормоны. Следуя тому же правилу, если Святые последних дней не признают даже самых основных библейских истин, в которые верят все христиане, вправе ли они ожидать, что мы примем мормонов как братьев во Христе?

Мормоны верят, что христиане сегодня следуют извращенному учению. Но в то же время они отчаянно пытаются выдать себя за одну из деноминаций христианства. Зачем они это делают? Можно предложить три возможных причины:

•       Чтобы обеспечить себе респектабельный имидж и общественное признание.

•       Чтобы поддержать свою обширную миссионерскую деятельность, создав о себе благоприятное впечатление.

•       Вследствие того, что они считают себя единственными истинными христианами.

Если мормоны действительно считают себя единственными подлинными христианами, им не следует выдавать себя за часть христианской Церкви. Вместо этого они должны открыто объявить миру, что все остальные церкви развратились, и только они хранят истинное христианство. Это, по сути дела и проповедуют мормоны, только почему-то не во всеуслышание, а между собой, втайне. Учитывая это, единственным логичным выводом представляется то, что, называя себя частью тех, кого они втайне считают развращенными (а именно это мормоны всегда говорили о христианской Церкви), мормоны преследуют все три указанных цели, прежде всего стремясь облегчить себе задачу привлечения новых членов.