Крест

Иустин Философ и мученик (103-166 гг. н. э.)

Но нигде ни на одном из так-называемых сынов Зевса они не представили распятия, ибо это им и на мысль не пришло, потому что все, что сказано касательно этого, было сказано символически, как выше замечено. Крест, как предсказал пророк, есть величайший символ силы и власти Христовой, как это видно из предметов подлежащих нашему наблюдению. Ибо рассмотрите все вещи в мире, устрояется ли что без этой формы, и может ли быть без нее взаимная связь? По морю нельзя плавать, если на корабле не цел тот трофей, который называется парусом; земли нельзя орать [пахать] без формы крестообразной; копающие землю, равно как и ремесленники, не иначе производят свою работу, как посредством орудий, имеющий эту форму. И наружный вид человека отличается от вида животных неразумных только тем, что он прям и имеет возможность протягивать свои руки…

<…>

И то, что у Платона в Тимее говорится в физиологическом отношении о Сыне Божием, когда говорится, что Он (Бог) поместил Его во вселенной на подобие буквы Х, он также заимствовал у Моисея. Ибо в Моисеевых писаниях рассказано, что в то время, как израильтяне вышли из Египта и были в пустыне, напали на них ядовитые животные, ехидны и аспиды и всякий род змей и истребляли народ; и Моисей по вдохновению и действию Божию взял медь и сделал образ креста и поставил его во святой скинии и сказал народу: если вы посмотрите на этот образ и уверуете, в спасетесь чрез него [Числа 21:8]. Вследствие того змеи, как написал Моисей, стали умирать, а народ чрез такое средство избежал смерти. Платон прочитал это, и, не зная точно и не сообразивши, что то было образ креста, а видя только фигуру буквы Х, сказал, что сила, ближайшая к первому Богу, была во вселенной на подобие буквы Х (Первая апология // Творения. М.: “Паломник”, “Благовест”, 1995, с. 86-87, 90).

Иоанн Златоуст (IV в.)

Крест водружается против Жизни, но через крест даруется жизнь миру и смерть им умервщляется; крест воздвигается против Истины, но благодаря кресту мир весь наполняется истиной; крест приготовляется для уничижения Владыки, но Владыка распростер на нем Свои руки и всех привлек к Себе. Христос висит на кресте — и дьявол умерщвлен; Христос распростерт на кресте — и спасительное знамение даровано всему миру; Христос пригвожден ко кресту — и всякая душа разрешена от уз; Христос томится на кресте — и все создание освобождено от работы истления; Христос на кресте испустил дух — и новое чудо явлено миру: свет солнца помрачается (Беседы на Евангелие от Иоанна. Кн. 2. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993. С. 867.).

 Иоанн Дамаскин (VIII в.)

"Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, сила Божия" (1 Кор. 1:18). <…> Сила же Божия есть слово о кресте, или потому, что чрез него открылось нам могущество Божие, то есть победа над смертью, или потому, что, подобно тому как четыре конца креста с помощью середины центра твердо держатся и крепко связываются, так и чрез посредство силы Божией содержится и высота, и глубина, и длина, и ширина, то есть, вся как видимая, так и невидимая тварь (О кресте // Точное изложение православной веры. М., 1992. С. 213-214).


на главную страницу    /    в начало раздела


©  www.iegova.ru 2002     Ваши вопросы присылайте по адресу: Russia@iegova.ru