Божественность Христа

Игнатий Богоносец (90 – 140 гг. н.э.):

…мне вверено служение Иисуса Христа, Который был прежде век у Отца, и, наконец, явился видимо (Послание к магнезийцам // Писания мужей апостольских. Рига: Латвийское Библейское Общество, 1992. С. 319.).

Для них [еретиков] есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти, в смерти истинная жизнь, от Марии и от Бога, сперва подверженный, а потом не подверженный страданию, Господь наш Иисус Христос (Послание к ефесянам // Там же, с. 310.).

Ибо Бог наш Иисус Христос, по устроению Божию, зачат был Мариею из семени Давидова, но от Духа Святого (Послание к ефесянам // Там же, с. 315.).

Бог наш Иисус Христос является в большой славе, когда Он во Отце (Послание к римлянам Там же, с. 330.).

Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом (Послание к Поликарпу // Там же, с. 350.).

Иустин Философ и мученик (103-166 гг. н. э.)

"И так Иудеи, которые всегда думали, что всегда Отец всего говорил с Моисеем, тогда как говоривший с ним есть Сын Божий, Который назывался и ангелом и апостолом, справедливо обличаются пророчественным Духом и Самим Христом, что они не знают ни Отца, ни Сына. Ибо те, которые Сына называют Отцом, ясно показывают, что они и Отца не знают, и не знают также, что у Отца всего есть Сын, Который, будучи первородное Слово Божие, есть также Бог" (Первая апология // Творения. М.: “Паломник”, “Благовест”, 1995, с. 95).

И Сын Его (Отца), Который один только называется собственно Сыном, Слово, прежде всей твари сущее с Ним и рождаемое от Него, когда в начале Он все создал и устроил… (Вторая апология // Там же, с. 111.).

Свидетелем мне будет Слово премудрости, то Самое, Которое есть Бог, рожденный от Отца всего, Слово и Премудрость и Сила и Слава Родившего (Разговор с Трифоном // Там же, с. 233.).

Эти слова [Пс. 44:6-12] ясно означают, что Он есть поклоняемый и Бог и Христос… (Там же, с. 237.).

Он есть Сущий прежде всего, вечный Священник Бога, Царь и Христос (Там же, с. 290.).

Ириней Лионский (130-202 гг. н. э.)

…Сын человеческий есть Христос Сын Бога живого. Ибо я показал из Писаний, что никто из сынов Адама вполне и безусловно не называется Богом и не именуется Господом. А что Он, собственно, исключительно пред всеми жившими тогда человеками, есть Бог и Господь и Царь Вечный, Единородный и Слово воплотившееся, провозвещенное и всеми пророками, апостолами и Самим Духом, это могут видеть все, которые постигли хотя малую часть истины (Обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 3 // Творения. М.: "Паломник", "Благовест", 1996. С. 293.).

…Дух обоих обозначил именем Бога и помазуемого Сына и помазующего, т. е. Отца [Пс. 44:7]. <...>

Итак, никто другой, как я сказал, не именуется Богом и не называется Господом, кроме Бога и Господа всего, который также говорил Моисею: "Я есмь Сущий. …", и кроме Его Сына, Иисуса Христа, Господа нашего, Который верующих во имя Его делает сынами Божиими (Там же, с. 229-230.).

Церковь, хотя и рассеяна по всей вселенной даже до концев земли, но приняла от апостолов и от учеников их веру в единого Бога Отца, Вседержителя, сотворившего небо и землю, и море, и все, что в них, и во единого Христа Иисуса, Сына Божия, воплотившегося для нашего спасения, и в Духа Святого, чрез пророков возвестившего все домостроительство Божие и пришествие и рождение от Девы, и страдание и воскресение из мертвых и вознесение во плоти на небо возлюбленного Христа Иисуса Господа нашего, а также явление Его с небес во славе Отчей, чтобы "возглавить все" [Еф. 1:10] и воскресить всякую плоть всего человечества, да пред Христом Иисусом Господом нашим и Богом, Спасом и Царем, по благоволению Отца невидимого, "преклонится всякое колено небесных и земных и преисподних, и всякий язык исповедает Его" (Обличения и опровержения лжеименного знания. Кн. 1 // Творения. М.: "Паломник", "Благовест", 1996. С. 49-50.).

Святитель Дионисий Александрийский (190-264 гг. н. э.)

…Бог есть свет вечный, который не начинается, не перестает. Следовательно, и вечный отблеск также безначален и рожден от Него (Света вечного — Бога) от всей вечности. Если Отец вечен, то и Сын вечен, Свет от Света; ибо, когда есть рождающий, есть также и рождаемый (Святоотеческая хрестоматия. М.: “Круг чтения”, 2001. С. 167.).

 Евсевий Памфил (260-340 гг.)

Природа Христа двойная: одна похожа на голову тела — в ней признаем мы Бога; другую можно сравнить с ногами — Он облекся в нее ради нашего спасения и стал Человеком той же природы, что и мы (Церковная История. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. С. 11.).

Великое и явственное доказательство Его не вещественного, но Божественного помазания то, что из всех прежде живших и ныне живущих людей во всем мире только Его называют Христом, исповедуют и проповедуют как такового, что под этим именем Его помнят эллины и варвары, и что доныне по всей вселенной ученики Его чтут Его как Царя, благоговеют больше, чем перед пророком, прославляют как истинного, единственного Первосвященника Божия и, больше того, как Слово Божие, существовавшее предвечно и принявшее от Отца величайшую честь; поклоняются Ему как Богу (Там же, с. 22-23.).

Божественность Владыки и Спасителя нашего Иисуса Христа, прославляемая среди всех людей за свою чудотворную силу, привлекла тьмы людей даже из чужих, очень далеких от Иудеи стран, которые надеялись на исцеление болезней и разных страданий (Там же, с. 43).

Творцы этой ереси, утверждающей, что Спаситель был просто человеком, стараются внушить к ней уважение ссылкой на ее древность; наш автор [неизвестный, прим. ред.] опровергает их, указывая, что появилась она совсем недавно. <…> Вот слово в слово его рассуждение:

"Они говорят, что в старину все люди и сами апостолы была наставлены и учили тому, чему учат сейчас; истина сохранялась до Виктора, тринадцатого епископа в Риме; с его же преемника Зефирина истину стали искажать. Слова их могли бы показаться убедительными, если бы им не противоречило, во-первых, Святое Писание, а затем и сочинения некоторых братьев, написанные еще до Виктора в защиту истины, против язычников и против тогдашних ересей. Я разумею Иустина, Мильтиада, Татиана, Климента и многих других. Все они признают Христа Богом. Кто не знает книг Иринея, Мелитона и других? Все провозглашают Христа Богом и Человеком. И сколько псалмов и песнопений от начала христианства написали верующие братья, славя Христа как Слово Божие! (Там же, с. 241-242).

Торжественное слово, сказанное Тирскому епископу Павлину по поводу созидания церквей. <…>

"И вот теперь, чего прежде никогда не было, верховные цари, сознавая, что свой почетный жребий получили они от Бога, плюют в лицо бездушным идолам, попирают беззаконные установления демонов, осмеивают древние заблуждения предков и признают только единого Бога, Благодетеля всех и их самих, исповедуют Христа Сыном Божиим, Царем всех и всего, называют Его Спасителем в надписях, поставленных в середине царствующего города, царственнно начертывают, для неизгладимой памяти, дела Его и победы над нечестивыми. Теперь единого от вечности Иисуса Христа, Спасителя нашего, величайшие земные властители почитают не как обычного царя, поставляемого людьми, но как истинного Сына Бога Вседержителя и поклоняются Ему как Богу (Там же, с. 434-435.).


на главную страницу    /    в начало раздела


©  www.iegova.ru 2002     Ваши вопросы присылайте по адресу: Russia@iegova.ru